Недавно по совету знакомого гуманитария я прочитал сборник «Мыслящая Россия: Картография современных интеллектуальных направлений», изданный в 2006 году фондом «Наследие Евразии» под редакцией российского философа и культуролога Виталия Куренного, при участии консультантов этого проекта Вячеслава Глазычева, Бориса Капустина, Юрия Кимелева, Симона Кордонского, Вадима Радаева и Алексея Руткевича. Несмотря на представительность этой команды, меня не покидало давно забытое чувство, которое впервые посетило меня в средней школе, в один морозный снежный день, при прочтении гоголевской «Шинели». Сборник работ, казалось бы, лучших умов современной России, претендующий на «картографию» мыслящей России, подробнейшим образом описал каждую складку таких «интеллектуалов», как Проханов, Лимонов и Жириновский. При этом ни один из авторов даже не упомянул российских физиков, математиков, физиологов или химиков. Не хотелось бы вспоминать давно забытые дискуссии между физиками и лириками, но эта книга символизирует состояние естественных наук в российском научном сообществе.
Гуманитарные науки России находились в состоянии глубокой гибернации, глубокого сна с многократным замедлением всех процессов в «организме», в течение всех долгих морозных лет коммунизма. Поэтому нынешнее пробуждение сродни возрождению. Авторы вышеупомянутого сборника профессионально разложили по полочкам все направления гуманитарной мысли и в целом здраво оценили, что ни в одном направлении в России нет мыслителей, способных конкурировать на мировом уровне, но есть молодежь, которая подаёт надежды, и есть энергия, порождённая рождением гуманитарной мысли. Старшее поколение гуманитариев признаёт, что пусть не в этом поколении, но уж в следующем у России есть шансы на состоятельность в области социальных наук.
Увы, но в естественных науках всё обстоит, на мой взгляд, по-другому. Несмотря на беспрецедентные перемены практически во всех сферах жизни России, произошедшие за последние 20 лет, естественнонаучная академическая наука застыла в холодном лете 1953 года. Пожизненно избранные в РАН динозавры давно ушедших эпох, а также их порой бесталанные родственники, друзья и соратники продолжают претендовать на представительство в естественно-научном экспертном сообществе. В стране под псевдопатриотическую барабанную дробь развернулась почти булгаковская нановакханалия, всё более и более приобретающая черты лысенковщины давно забытой сталинской эпохи – построенной на обещании чуда в обмен на огромные ресурсы и безграничную власть в научном сообществе. Большинство же тех, кто реально являлся членом мирового экспертного сообщества, либо ушли из науки, либо уехали и продолжают уезжать из страны, чтобы сохранить возможность оставаться реально работающими учёными.
Долгие десятилетия коммунизма вытравили социальную активность в душе почти каждого российского гражданина. Поколения, родившиеся в СССР и вдохнувшие отвращения к «общественной работе», уже не в состоянии построить активные профессиональные или социальные организации без указания власти. На основании своего опыта долголетней работы в США могу утверждать, что даже в американской диаспоре российских учёных практически нет примеров самоорганизации в профессиональное научное сообщество. Недоверие друг к другу, нежелание заниматься самоорганизацией присуще самым талантливым учёным в той же мере, что и обычным обывателям, ругающим власть за мусор на лестничной площадке, но не желающим самим вынести этот мусор на помойку.
Одна надежда – на молодое поколение, не знакомое с презрением к комсомольским активистам и любому сверстнику, занимающемуся «общественной работой». Культивируя эту раздробленность, советская власть разделяла и властвовала. И мы до сих пор не можем выдавить из себя этого «раба» циничного и саморазрушительного бездействия.
У России нет самоорганизованного экспертного сообщества в области естественных наук, в области инженерии, медицины, образования. Есть отдельные эксперты, есть подвижники, делающие своё дело, несмотря ни на что. Но нет налаженного меритократического сообщества экспертов, способного разработать конкурентоспособный российский автомобиль, вакцину от СПИДа, имплантируемый дефибриллятор, микропроцессор, кристаллизовать ионный канал или открыть новую внутриклеточную сигнальную систему. То есть сделать хоть что-то из того, что необходимо для самоуважения и для развития страны, претендующей на высокотехнологическую экономику.
Существующие системы научной организации, такие как РАН, на мой взгляд, – нереформируемы. Они чужды выдвижению лучших профессионалов. Они продолжают самовоспроизводство своих структур за счёт родственников, друзей или политических союзников тех, кто уже у власти. То есть они чужды мировой практике меритократии. При нынешней открытости границ это означает продолжающийся отрицательный отбор в этих структурах и исход таланта. Кадровый голод в мировой экономике нарастает. США, Европа, Китай, Индия, арабские страны и многие другие страны конкурируют за мировой талант, включая талант из России, пока не нужный самой России. В борьбе за кадры все эти страны разрабатывают всё более изощренные методы поиска главного богатства настоящего и будущего экономического успеха – человеческого интеллекта и таланта. Эти методы основаны на реальных экономических возможностях для любого человека, имеющего способности и готового самозабвенно работать, невзирая на родство, происхождение, связи и т.п.
Основная задача современной России состоит в поиске путей к созданию меритократического экспертного сообщества во всех профессиональных областях знания, без которых не будут летать самолёты, ездить поезда, работать лекарства и дефибрилляторы, ядерные и тепловые электростанции. Без этого сообщества будет продолжаться падение в пропасть в области образования, медицины, инженерного дела и многих других отраслей знания и экономики, без которых невозможно существование современного общества.
Страница лаборатории Игоря Ефимова на сайте Вашингтонского университета в Сент-Луисе (США) – http://efimov.wustl.edu/
Интервью с Игорем Ефимовым. «Без “утекших мозгов” невозможно реформировать науку в России” // «Полит.ру», 21 сентября 2006 г. <http://www.polit.ru/science/2006/09/21/efimov.html>
Коренная проблема Цивилизации есть эпистемология.
Ещё древнегреческие мыслители постулировали принципы эпистемологии :
– представлять знание в форме описаний отдельных, конкретных свойств изучаемых (проектируемых) объектов;
– не допускать неопределённые термины, логические противоречия, несоответствия фактам;
– оценивать научные работы (гипотезы, теории, проекты) по материалам обсуждений их между их пропонентами и оппонентами.
Нарушения этих принципов устраняют возможность логического мышления и научной деятельности.
Соблюдение этих принципов повышает умственное напряжение. Люди избегают напряжений, необходимости которых они не понимают. Поэтому общественные элиты повсеместно игнорируют эти принципы и необходимость соблюдения их.
Кроме естественных наук, техники и математики, все остальные области интеллектуальной деятельности основаны не на принципах эпистемологии, но на риторике в формате текстовых потоков, т.е. на малосодержательных и бесплодных разглагольствованиях. Поэтому эффективность корпоративного управления низкая, а все политические проекты оказываются ошибочными и потому вредоносными. Поэтому последние 100 лет мировой истории состоят из катастрофических революций и войн, и современная Цивилизация деградирует.
Насаждение принципов эпистемологии в сознании элит есть необходимое условие продуктивного политического управления, прекращения войн и возобновления развития Цивилизации.
Автор опубликовал 30 статей и книгу о необходимости пропаганды эпистемологии и соблюдения её принципов ( http://www.gosbook.ru/gosblock_page/user-activities/tab/user-activities_all/4569 ).