С 1 апреля 2008 г. газета «Троицкий вариант» меняет свой формат, свою так называемую «целевую аудиторию», географическую область охвата, позицию, миссию, в общем почти все, кроме главного редактора, нескольких человек, выпускавших газету ранее, и штаб-квартиры в «Трованте». Газета будет общероссийской, более научно-ориентированной и просветительской, более толстой и более острой. Тот, кто хочет, может воспринять это как первоапрельскую шутку. Впрочем, дата метаморфозы газеты выбрана не случайно. «Троицкий вариант» появился на свет 1 апреля 1988 г. Так мы решили отметить 20-летний юбилей.
Прежде чем рассказать о проекте новой газеты, немного истории. 20 лет назад время было гораздо голоднее, но веселее. Впереди, казалось, что-то забрезжило. Поговаривая на кухнях о том. что надо бы издавать настоящую серьезную газету, мы решили для начала издать первоапрельскую. В Троицке еще проходили «Дни физика» (как раз весной), и первоапрельская газета была приурочена к очередному из них (не к последнему ли?)
Кстати, «Троицкий вариант» — истинно первоапрельское название: вызывающе-пародийное (в то время были в ходу словосочетания типа «югославский вариант» и т. п.). Для серьезно-регулярной газеты мы, скорее всего, до такого бы не додумались.
Газету до этого не делал никто из нас, тем не менее что-то получилось. Тираж (1000 экземпляров, отпечатанных на ксероксе), расхватали, как горячие пирожки, и выпуск мгновенно стал библиографической редкостью, каковой остается и по сей день.
«Передовицу» из того номера мы перепечатываем на последней странице этого.
Потом тронулся лед, и мы начали издавать «Троицкий вариант» уже на полном серьезе — сначала время от времени, потом еженедельно. Градоначальники то поддерживали нас (Г. Лебедев, В. Сиднев), то внимательно прочитывали с красным карандашом и устраивали периодические «разносы» (В. Портнов), то сживали со света, насылая пожарных инспекторов и санэпидемстанцию (В. Найденов). Газета пережила все, но период относительного благоприятствования подействовал на нее плохо: газета стала менее живой. Говоря языком журналистских клише, она перестала отвечать на вызовы времени. Да и финансировать газету стало сложней: на вялую газету, к тому же не вписанную в Вертикаль, деньги достать непросто.
Пришла пора что-то делать с газетой. Либо законсервировать, сведя к минимуму объем и бюджет, либо, наоборот, дать хороший «импульс», чтобы ожила и вновь стала «отвечать на вызовы времени», которые, кстати, стали совершенно другими. Это значит: нужны новые люди, идеи, средства.
Главное: люди и идеи присутствуют неподалеку, на Scientific.ru, готорый связан с «Троицким вариантом» генетически. Поэтому и было решено сделать газету интегрированной с Сайентификом – как по людям, так и по тематике. И отвечать газетой на те же вызовы, которых два: один тотальный, другой – более локальный, но не менее серьезный.
Начнем с локального вызова. Это деградация российской науки. Причем дело не только в низком уровне финансирования, но также и в способе этого финансирования и системе управления наукой вообще, и в академической системе в частности. Эта система попала в «эволюционную ловушку», когда структура начинает работать исключительно на самосохранение, забывая о своей изначальной миссии. Характеризуя нашу систему управления наукой мягко, можно назвать ее командно-административной. Злые языки называют ее «феодальной» и абсолютно нереформируемой. Но и ломать ее нельзя — будет полный ступор! Поэтому уже приходилось защищать эту закосневшую систему от грубого вмешательства извне (коллективное письмо Фрадкову).
Вместо хирургических операций, исполняемых топором, надо запустить новые эволюционные механизмы, открывать новые каналы финансирования, причем разные. Ключевые слова: конкурсность, прозрачность, независимая экспертиза, гранты. А система сопротивляется, причем не только начальники, но и рядовой научный люд — перемены сулят напряжение и беспокойство.
Так что мы со своим стремлением к переменам остаемся в меньшинстве. Лозунг большинства: «Дайте больше денег и ничего не меняйте». Такой вот локальный вызов…
И чтобы ответить на него, мы будем вести большой раздел под названием «Бытие российской науки» (как соответствующий форум на Scientific.ru), где дадим возможность высказаться всем, где будем давать всевозможные данные, показывающие, что и как происходит в нашей науке, где будем суммировать идеи и продвигать инициативы. И, конечно, говорить о вопиющем, какового в сфере нашей науки происходит предостаточно, чтобы никакие пакости не могли твориться втихаря. И конечно, отстаивать права и статус рядовых ученых. Хотя не всем нужны права и статус — от них ответственность и напряжение (вспомним историю с освобождением крепостных).
Теперь о тотальном вызове. Это общая рецессия интеллекта, наступление «бархатного» потребительского средневековья. Центральные каналы телевидения в prime time соревнуются в тупости и пошлости не от полной бездарности. Это запрос времени на туповатого, легко манипулируемого человека. Журналы и газеты забиты гороскопами, объявлениями гадалок и колдунов и, что ничуть не лучше, рекламой приборов, корректирующих биополе и выправляющих биоритмы. Это уже симптом времени. Интеллигенцию снова пинают все кому не лень и объясняют друг другу (в том числе и те же интеллигенты), что такого понятия уже не существует. Стало непонятно, зачем вообще нужна наука, если она не дает прямой отдачи при жизни нынешнего поколения потребителей.
Мой коллега, услышав про этот проект, говорит: «Ты что, кому сейчас нужна газета о науке? Все научно-популярные издания мыкаются. Ну, будет у вас 100 подписчиков…». Так тезис об отупении общества становится самоподдерживающимся, так мы сами убеждаем себя, что противостоять одичанию бесполезно.
Между тем самостоятельно мыслящие люди, сознание которых не поддается манипулированию, никуда не делись. Они просто не видны под слоем пены, хлещущей изо всех щелей. К сожалению, в этой пене люди и друг друга плохо видят, разве что в Интернете находят друг друга наощупь. И добротные старые научно-популярные издания никуда не делись, к ним добавились новые — как в сети, так и на бумаге.
Беда в том, что они существуют изолированно, как отдельные капли в аморфной среде (в физике существует эффект перколяции, когда капли в процессе роста, числе и размере объединяются в односвязную сеть, — вот что надо!) Газета может существенно дополнить пейзаж как издание более подвижное, оперативное, дискуссионное, легче распространяемое.
Чтобы противостоять одичанию, надо спокойно, долго и последовательно гнуть просветительскую линию кто как может, каждый по своей части. По нашей части — привлекать лучших российских ученых, в том числе тех, кто работает за рубежом, чтобы они писали интересно, общедоступным языком о таких вещах, как, например, происхождение Вселенной или современная теория эволюции, или генеалогия человеческих языков. Большинство могут это, и отвязаться от нас, не написав хорошей статьи или хотя бы не дав интервью, будет не так просто.
Естественный вопрос: а не слишком ли широко мы замахнулись? Может, лучше было бы начать с чего-нибудь попроще, например с более локального или чисто интернетовского издания? Дело в том, что попроще не получится. Идея поскромнее не соберет вокруг себя энтузиастов.
Это то, что не сделаешь и за деньги. Система — нелинейная. Умеренные усилия скорее всего обернуться пшиком или вялотекущим результатом. Наоборот, амбициозный проект, осуществляемый в мобилизационном режиме, будучи сдвинут с места, сам пойдет — даже против ветра.
Б.Штерн
от имени и по поручению редакции
Удачи!