1. В искусстве смел тот, кто не боится ошибаться, в науке – кто не боится исправлять ошибки. Нечто среднее невозможно. Но между ними – гуманитарное знание.
2. Знания – как вино: первая чара привлекает, вторая – вдохновляет, третья – повергает в уныние.
3. Из 100 студентов, вступающих в науку, 99 заурядных и один талант. Из ста дилетантов, вторгающихся в науку, 100 сумасшедших и один гений.
4. В цеховую науку ведет много путей: если тебя не устраивает прямой, аспирантура, есть еще запасной – со-искательство, а уж если и он не подходит, остается избрать третий, обходной – исследования.
5. Чтобы стать кандидатом наук, надо защитить одну диссертацию, доктором – две. Но как стать ученым? Если бы защитой трех диссертаций!
6. Кто вошел в науку с черного хода, скатится вниз по парадной лестнице.
7. Когда осла долго дрессируют, получается ученый осел. Когда ученого долго дрессируют, итог тот же. Мораль: одних дрессировка делает учеными, других ослами.
8. Щедрость ученого не измеряется розданными знаниями: это не его собственность. Ни деньгами: это не наука. Подсчитайте, сколько он роздал разрешений на публикацию.
9. Раздавая материалы и идеи, талантливый ученый становится главой школы. Если же бездарный ученый раздаст материалы (своих идей у него отродясь не бывало), он останется нищим. Поэтому первый признак бездарного: он не одаряет.
10. Бездарному ученому все вынуждены дарить: студенты – время, коллеги – мысли, государство – деньги. Как будто все виноваты, что его бог не одарил.
11. Сидячие места есть не только в трамваях или автобусах – их много и в науке. Здесь их занимают не самые проворные, как в общественном транспорте, а и вправду убогие. Не те, кому далеко ехать, а кому долго дремать.
12. Гипотеза – прекрасная девица, теория – зрелая женщина. Увы, первую во вторую лишь иногда превращает законный брак с аргументом, чаще – сожительство с авторитетом и нередко – насилие.
13. Правоверность ученого – всё равно что девичья честь: сначала вызывает гордость, потом сожаление и, наконец, смех.
14. Когда об ученом говорят, что он находится в полном расцвете творческих сил, это значит, что ему пора на пенсию: в пору его действительного расцвета его называли подающим надежды, а когда он подавал надежды, возмущались его нахальством.
15. О подлинном значении ученого мы узнаем из некролога, публикуемого – вследствие обычной медлительности издательств – посмертно.
16. Уж свою-то отрасль науки я знаю, как свои пять пальцев. Но хорошо ли я знаю свои пять пальцев? Три из них складываются в фигу, четвертый я назвать не могу (он – безымянный), а пятый – мизинец. Это и есть мера моего знания.