14 ноября 2008 г. в зале коллегии Минобрнауки состоялся круглый стол по теме «Дорожная карта инновационного развития». Дискуссия по все более популярной проблеме инновационного развития была организована компанией «Парк-медиа», Комитетом по инвестиционной политике ТПП РФ при поддержке Министерства образования и науки, Роснаукой и изданием «Наука и технологии России» — STRF.ru.
В ходе «круглого стола» звучали как голоса приверженцев идеи о дорожной карте, так и голоса критиков. По мнению вице-президента РАН, директора Центра фотохимии Михаила Алфимова, «разработка новой технологии обязательно должна сопровождаться составлением дорожной карты её развития». Он полагает, что вскоре проекты без карт будут иметь меньше шансов на гарантированное государственное финансирование.
В то же время критики этой идеи выразили убеждение, что подобная затея в России пока реализоваться не сможет. Они отмечали, что бессмысленно нагружать авторов технологий дополнительной работой, с которой они заведомо не справятся, поскольку в идеале её должна выполнять команда из высококлассных специалистов разного профиля — инженеров, финансистов, маркетологов, социологов. «Можно предъявлять какие угодно требования к учёным — например, заставить их танцевать танец маленьких лебедей, но добьёмся ли желаемого эффекта? — задал риторический вопрос зам. начальника Управления инновационного развития и инфраструктуры Роснауки Геннадий Шепелев. — Необходимо сформировать экспертный совет, возможно, по линии Роснауки, который будет составлять карты для каждой технологии, претендующей на государственное финансирование».Один из вариантов, родившийся в ходе бурной дискуссии, — объявить государственный конкурс среди частных фирм на право составления дорожных карт развития технологий. Правда, жизнеспособность этой идеи тоже вызвала сомнения у скептиков, и не только потому, что и она оставляет простор для разного рода махинаций. Как успели убедиться в тех же госкорпорациях (там постоянно открыты вакансии экспертов), на рынке труда очень мало специалистов, а уж тем более фирм, которым по силам проложить маршруты для конкретных технологических решений. Надеяться на то, что в ближайшее время на этом поле будет сформирован полноценный рынок услуг, скорее всего, не стоит.
Так будет ли вообще кто-то заниматься «технологической картографией»? С большой долей вероятности можно сказать, что в ближайшее время Минобрнауки не утвердит дорожные карты в качестве обязательного приложения к заявкам на заключение государственного контракта, но есть все основания полагать, что потенциальные инвесторы (и в первую очередь государство) будут по умолчанию отдавать предпочтение проектам, подкреплённым новым «инструментом планирования».
Возможно, даже будет выработан некий стандарт карты, который станет дополнительным подспорьем при переговорах разработчика технологии с владельцем инвестиционного капитала. На круглом столе был представлен и первый образец такого «козыря» — дорожная карта технологического развития газоанализатора на основе хемочипа и чипа ПО производства ЗАО «Тех-ноконсалт» Центра фотохимии РАН. У участников дискуссии, среди которых были как представители крупного инновационного бизнеса, так и Роснауки и венчурных структур, она вызвала огромный интерес — её обсуждали, копировали, пытались дополнить недостающими звеньями.
В целом эксперты сошлись во мнении, что дорожная карта должна стать неотъемлемой составляющей любого инновационного проекта. Они выразили надежду, что авторы разработок, хотят они того или нет, потихоньку начнут осваивать новую науку по составлению бизнес-маршрутов для результатов своего интеллектуального труда, ведь на карте — большие инвестиции.
По материалам компании «Парк-медиа»
Наша справка:
Термин «дорожная карта» первоначально использовался только в международной практике. Им обозначался план действий по урегулированию той или иной политической проблемы. Пожалуй, впервые он был использован в названии ряда последовательных шагов по снижению противостояния между Израилем и Палестиной (2002). Как сообщает Википедия.ру, теперь «дорожной картой» называется и план выпуска производителем некоего продукта. Чаще всего это новая версия или развитие уже известного продукта, изменений в котором ждут потребители.