У многих наблюдающих за дискуссиями о реформе российской науки может сложиться упрощенное впечатление о сражении двух противоборствующих сил — прогрессивно настроенных поборников независимой экспертизы, грантов и публикаций в Nature и ультраконсерваторов из Президиума Академии наук, ратующих за особый путь российской науки. В действительности у тех и других гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд со стороны. При этом абсолютно дремучие академики существуют и действительно угрожают будущему науки в России. Только находятся они не в стенах РАН.
Мне довелось встретиться с целым рядом таких персонажей на далекой от научных проблем пресс-конференции 9 октября, причем они сами созвали на нее журналистов. Краткая предыстория такова: некий фонд «Гордость Отечества» в ряде программ на ТВ был уличен в возможной торговле орденами «высшая российская общественная награда «Гордость России» и в возможном отсутствии заявленной в Уставе благотворительной деятельности, на которую должны были идти орденские деньги. Было решено оправдываться не в суде, а в стенах РИА «Новости», главной информационной площадки страны.
Итак, присутствовали: председатель клуба Героев СССР и России, Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Николай Антошкин, президент «Гордости Отечества». Настолько часто повторял «к золоту грязь не липнет», что убедил всех в своей роли «свадебного генерала». Когда-то первым привлек Григория Грабового к диагностике самолетов.
Президент Международной академии духовного единства народов мира (МАДЕНМ, соучредитель ордена) Георгий Трапезников. Доктор исторических наук, профессор, «академик МАИ ООН», еще в середине 1990-х задерживавшийся МВД по подозрению в получении взяток.
Гендиректор фонда «Гордость Отечества» Валентин Приходько, «академик, член Президиума МАДЕНМ», к.ф.-м.н., произвел впечатление самого осторожного из орденодавцев.
Президент Всероссийского фонда образования, вице-президент МАДЕНМ Сергей Комков. Широко известный в образовательных кругах профессиональный оппозиционер и противник ЕГЭ. Доктор пе-догогических и философских наук, профессор, академик РАЕН, большой друг Сан Мён Муна и ваххабитов (но это отдельный разговор).
Все — «Гордость России». Но кто же их коллеги по награде? Начнем с того, что заочно ее удостоены Юрий Гагарин и Михаил Шолохов. А лично в руки (есть фото) получили Юрий Лужков, Олег Табаков, Равиль Гайнутдин, Евгений Касперский, Михаил Калашников и многие, многие другие (да, Кобзон тоже). Вслед за ними идут простые бизнесмены, директора пансионатов и сотрудники фондов — меценаты, решающие вопрос о награждении с господином Приходько. Два-три ордена ежегодно уходят руководителям детских кружков и прочим честным женщинам, для которых действительно являются отличной моральной поддержкой.
Наука идет особой строкой. Вот лучший образчик: «Гордость России» — «физик-теоретик» Николай Левашов. По словам Валентина Приходько, он «награжден за достижения в области физики, полезные для возрождения народа экологические проекты, изобретенные и внедренные им в практику технологии очистки воды и производства качественных продуктов питания». Сайт лауреата — levashov.info. На нем можно узнать о таком научном достижении:
— Предотвращение в 1992 г. усилием мысли землетрясения в Сан-Франциско. «Я не полностью убрал все возмущения, которые в принципе представляют собой «дыхание» Мидгард-Земли, что абсолютно необходимо для нормальной жизни самой планеты, а только те возмущения, которые могли привести к катастрофическим последствиям… И вот одновременно земная кора пришла в движение под городом Лос-Анджелес и под городом Юрика, а в городе Сан-Франциско не было даже слабых толчков! Это равносильно тому, что один край стола двигается, другой край тоже, а середина стола — неподвижна!». Помимо землетрясения Николай Левашов усилием мысли уменьшил площадь радиоактивного загрязне-
ния в Чернобыле в 5 раз, сдвинул озоновые дыры с территории России и очистил воду в Архангельской области, а также выяснил, что гипофиз у гомосексуалистов увеличен в 4 раза. К достижениям лауреата в области гуманитарных наук можно отнести уточнение роли евреев как «слуг социальных паразитов» и выявление истинной сущности христианства — «модернизированного культа Осириса, который зомбирует людей, превращая их в рабов».
Вне сомнения, Николай Левашов достоин славы.
Однако сегодня процедура получения официальной государственной награды настолько забюрократизирована, что приходится действовать обществу.
— Конечно, госнаграды — самые значимые, но государство не способно обнять такое количество патриотов, — пояснил журналистам Николай Антошкин, а Сергей Комков добавил:
— Истинные патриоты никогда не получат государственной награды! Во всех цивилизованных странах общественные награды имеют большее значение!
В чем, кстати, патриотизм наших «гордостей?» Как обычно, в банальной антиамериканской невежественности. «Я всегда цитирую план Даллеса», — без тени стыда признался генерал-герой и, действительно, принялся декламировать по памяти печально известную фальшивку: «.пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство. Национализм и вражда народов, прежде всего вражда и ненависть к русскому народу, — всё это расцветет махровым цветом. И лишь немногие, очень немногие бу-
дут догадываться.» и т.д. Еще один приглашенный генерал-академик, по фамилии Тараканов, прошелся по наймитам: «ну, вы их знаете, Алексеева эта, цель — опорочить народ, тут я согласен с президентом и правительством.».
Вопрос меценатства тоже оказался раскрыт:
— Ничем (кроме наград) мы не можем помочь богатым людям, помогающим нашим организациям, — пояснил Николай Антошкин.
А вот куда идут меценатские деньги, знать не положено, напутствовал Сергей Комков:
— Вы приходите к соседу и не спрашиваете, на что он живет, так?
При том, что все выступавшие полтора часа делились историями помощи детским домам, никаких подтверждений этому не нашлось: — О том, что деньги (в детские дома) идут от нас, знают только директора, никаких бумаг нет, а рядовые сотрудники считают, что это — от военного командования, — так это описал Валентин Приходько.
Вместо доказательств добрых дел журналистам неожиданно показали некоего чеченца, который рассказал, как, будучи министром у Доку Завгаева, дважды сидел в плену у боевиков. Там его, как Достоевского, все время выводили на расстрел, а потом он «лично видел, как «академик Трапезников привез в детский сад компьютер».
Дальше пошла полная чертовщина.
Когда слово дали журналистам, из зала поднялся какой-то человек и заявил, что именно он является настоящим директором фонда «Гордость Отечества», и спросил, почему герой Антошкин ушел от него к плохому человеку Приходько. Генерал, оправды-
ваясь, ответствовал, что у Приходько, в отличие от альтернативного директора, был банковский счет. Когда г-ну Антошкину напомнили произнесенные на ТВ слова «не хотят в один котел», он пояснил, что имелся в виду «котел добрых дел».
На все вопросы журналистов господин Комков реагировал одинаково:
— Нет, это вы скажите сначала, кто вам заплатил? Сидевшая рядом со мной оштукатуренная пенсионерка (тоже «Гордость») громко увещевала журналистов призывами «немедленно прекратить «желтую революцию». Я покинул заседание в тот момент, когда «академики» оказались огорошены неопровержимыми свидетельствами нового прокола. Журналист, бывший сотрудник аппарата Минобороны, поинтересовался у Валентина Приходько, зачем тот подавал в министерство прошение о содействии в награждении все тем же орденом, но весом в 90 г золота. Господин Приходько признался, что золота тогда все равно не нашлось. Тем не менее, ордена несколько лет подряд удавалось вручать в храме Христа Спасителя.
Не надо думать, что описанный балаган — что-то необычное. Орденов, подобных «Гордости России», в стране сотни, как сотни и академий. Их влияние ширится и крепнет.
Практика показывает, что нынешнее ученое сообщество — я имею в виду настоящих ученых — способно реально объединяться только против чего-либо, например введения ОПК, а объединиться за независимую грантовую экспертизу и рецензируемые публикации не выходит. Пока не поздно, стоит попробовать взяться за тех, кто уничтожает сами понятия «ученый» и «академия», подрывает авторитет профессии исследователя, подменяет содержание гордости и патриотизма. Тысячецитатные прогрессисты должны здесь действовать вместе с пожилыми академиками из комиссии по лженауке РАН. Возможно, именно так будут найдены точки соприкосновения на будущее, которого в противном случае может и не оказаться.