Черная сила и черные знания. Афроамериканцы и высшее образование в США. Часть вторая: 1960-е годы

В прошлый раз речь шла о формах, которые принимал расизм белых американцев, об общественном положении чернокожих, их этнических особенностях. Было указано, что 60-е годы происходила максимальная конфронтация афроамериканцев и белого большинства.

Черные гетто практически всех мегаполисов США постоянно сотрясали волнения, имеющие как социальный, так и расовый подтекст. В каких-то случаях ответственность за уличное насилие лежала на группах черных радикалов, в каких-то можно было говорить о спонтанности бунтов. Но всё равно — спонтанности, исходившей из широкой распространенности революционных и сепаратистских настроений.

В 60-е годы афроамериканский национализм не пополнился какими-то совершенно новыми идеями. Скорее можно говорить об аккумулировании концепций, формулировавшихся с середины XIX века. Подвергаясь сильнейшему моральному давлению со стороны расистов, по сути отвергавших право чернокожих считать себя полноценными людьми, афроамериканцы (совместно с братьями по расе в Африке, Южной Америке и на Карибах) практиковали «идейную самооборону».

Существовало течение, разделявшее леводемократические взгляды и отвергавшее ксенофобию всех цветов кожи, выступавшее за совместное проживание черных и белых американцев. В 60-х годах были популярны национально окрашенные левацкие группировки. Отдавая дань времени, в качестве идеалов они выбирали маоистский Китай и/или африканские страны, освобождавшиеся от колониальной зависимости. Критика капитализма у них совмещалась с различными претензиями к своим белым согражданам — за рабство, за сохранявшуюся в 60-е годы сегрегацию. Они выступали в коалиции с белыми борцами за гражданские права, но при этом могли требовать, 

например, создания «черной социалистической республики» на территории одного из американских штатов или же бороться за всемирную революцию, но считать именно «цветной пролетариат» её авангардом. Потому как «белый пролетариат» подвержен расистским предрассудкам и вообще в капиталистической системе занимает привилегированное положение.

Кроме того, существовали и афроамериканские движения расистской направленности. В США, правда, выражение «черный расизм» считается не совсем этичным, так что их обычно называют просто националистами. Их идеи часто были связаны с религиозными концепциями — были попытки возродить африканское язычество, «черные христиане» считали Иисуса Христа и Деву Марию чернокожими.

Очень ярким, известным и имеющим определенное влияние до сих пор является так называемый «черный ислам» — микс из завуалированных христианских постулатов, антибелого расизма, мусульманского «дизайна» и современных псевдонаучных мифов. Так, например, белые, с точки зрения «черных мусульман», — это дьяволы, которых в количестве 59,999 штук вывел злобный черный генетик Якуб. Эти дьяволы расплодились и разрушили великую черную цивилизацию далекого прошлого. Ныне мертвый бывший лидер «Нации ислама» Элия Мухаммад кружит вокруг Земли на летающей тарелке и отдает указания Луису Фаррахану — нынешнему лидеру этой организации. Чернокожие — это «дети Луны», и вообще Земля и Луна в прошлом были одной планетой. Ещё одна псевдоисламская группировка, «пятипроцентники», утверждает, что каждый черный мужчина является Аллахом. Потому что Allah — это аббревиатура. Её расшифровка — Arm Leg Leg Arm Head. Надо сказать, что с 1970-х в США массовое распространение среди афроамериканцев получил и традиционный ислам.

И сторонники интеграции, и черные леваки, и черные националисты не были свободны от предвзятого отношения к белым. Например, известна связка «миф дерева и миф пещеры». Признак белой ксенофобии — утверждение, что «черные только недавно слезли с пальм». Признак черной: «когда в Африке существовали великие цивилизации, белые ходили в шкурах и жили в пещерах». Жителей древнего Египта, Карфагена и даже Ближнего Востока -особенно великих ученых, воинов и правителей — «расово мыслящие» черные историки объявляют принадлежащими к негроидной расе. Таким образом, создается миф о том, что почти все достижения человечества были созданы в Африке, откуда были украдены и опошлены белыми. Это, конечно, неправда. Как и утверждение, что «у африканцев нет истории» и за тысячелетия ничего, кроме каннибализма, на черном континенте не появилось.

В 60-е годы шел и процесс культурного размежевания белых и черных. Черные отказывались от косметики, созданной белыми. Входили в моду «афро» прически, одежда, еда, музыка. Колледжи в гетто становились культурными центрами, проводящими политику размежевания, — вводились курсы «черных наук», считалось, что диалект гетто — это отдельный язык, «черный английский», который нужно преподавать в школах. Тесты IQ объявлялись расистскими. К белым предъявлялась претензия, что в европейских языках большинство позитивных явлений обозначается словом «белый», а негативных — «черный». Объектом анализа становилась даже реакция чернокожих малышей на использование черных и коричневых карандашей в детских рисунках.

Все это, как уже писалось выше, происходило на фоне расового насилия, постоянных беспорядков. Возможность новой гражданской войны рассматривалась вполне серьезно.

Александр Литой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: