Как поступить. Прием в вузы этой весной будет проходить по единому государственному экзамену

Весной 2009 г. система единых государственных экзаменов станет основной формой приема в высшие учебные заведения. Лишь два с половиной десятка альма матерей получили право на дополнительные экзамены, причем даже и не на все свои факультеты. Так что преподаватели вузов потеряли лидерство в подготовке абитуриентов – теперь они никак не могут «неформально» повлиять на зачисление, не могут помочь поступающему, просветив его насчет особенностей сдачи экзаменов в свой институт.

Курсы по подготовке к ЕГЭ ныне открывает кто только может: и вузы, и школы, и частные фирмы. Ученые, школьные учителя и профессора муштруют старшеклассников абсолютно на равных. Во сколько теперь обходится поступление? Анастасия из «Центра интенсивных технологий образования» рассказала, что в её конторе за курсы русского берут 5500 рублей, за математику – 6700. За два академических часа в неделю с февраля по май. И это, по её мнению, более-менее средние цены по Москве. По мнению Анастасии, в подготовке к ЕГЭ первенство держат школьные учителя, но и при многих институтах есть сильные курсы по профильным для них предметам.

Синина Елена из центра компьютерного обучения «Специалист» при Бауманке озвучила цифру в 16,500 рублей – столько у них стоит подготовиться к информатике с февраля по май. И это, по мнению Елены, несколько дороже, чем в среднем по Москве. Вообще же, по её словам, самые ценные спецы сейчас – это школьные учителя, участвующие в приеме ЕГЭ.

Инна Гринева, директор по развитию компании «Ваш репетитор», приводит такие данные: опытные преподаватели за персональное репетиторство берут от 1000-1500 рублей за полтора часа и больше, а студенты, сами в недавнем прошлом абитуриенты, – около 750 рублей. И не так важно, репетиторствует школьный учитель или вузовский профессор. Главное, чтобы у вашего наставника был опыт подготовки к ЕГЭ.

Интересно, что все опрошенные затрудняются ответить – увеличил ли или уменьшил ЕГЭ расходы на поступление. Нужно сказать, что острота дискуссий вокруг ЕГЭ пока не сошла на нет: новая система обрела как сторонников, так и противников. Сторонники считают, что ЕГЭ изведет коррупцию в высшем образовании, а противники – что просто подвинет к кормушке других хапуг. «Троицкий вариант» приводит основные аргументы обеих сторон. Можно предположить, что продолжающиеся дискуссии приведут к дальнейшим изменениям.

Критика

По словам Алексея Гаскарова, эксперта Института «Коллективное Действие», «ЕГЭ коррупцию не ликвидировал, а просто перевел на другой уровень. Сейчас озвучиваются цифры, что за сдачу ЕГЭ в разных регионах берут от 30 до 60 тысяч рублей. Непонятно много отличников в северокавказских республиках. В самих тестах находят серьезные ошибки. Вообще неоднозначно, насколько тестовая система дает возможность проверить способности человека мыслить. При этом до 20% учеников ЕГЭ не проходят. И они даже полноценного аттестата об окончании школы не получают. Вероятно, ЕГЭ преследует целью снизить количество людей с высшим образованием в нашей стране, потому как внедряется параллельно сокращению бюджетных мест».

Тестовая система проверки знаний, действительно, пока не нашла отклик в душах россиян: «Не говоря уже о случаях ошибок компьютеров, краж правильных ответов… Может быть, по математике, естественным наукам ЕГЭ и можно проводить. Но по литературе, истории – это преступление. Потому что теперь дети, читая «Войну и мир», в первую очередь стараются запомнить, у чьей лошади какая кличка. ЕГЭ прививает меркантильное, нетворческое мышление», – считает вузовский преподаватель Петр Рябов.

«Идея ЕГЭ классная, но её исполнение пока подкачивает. Тесты сейчас охватывают гораздо более широкий объем знаний, чем дает школьная программа. Если ты специально не готовился, если не учился в «продвинутом» классе, у тебя есть все шансы сдать ЕГЭ как минимум на бал ниже, чем ты получал по этому предмету», – делится опытом школьный учитель Денис Марцевич.

«То, что буквально сейчас изменили набор экзаменов, которые нужно сдавать для поступления, – беспредел. Абитуриенты же с сентября готовились к одному, а теперь получается, зря – спросят с них другое. Потому на курсах по подготовке к ЕГЭ жизнь кипит нереально – все рвутся перезаписаться на те предметы, которые им действительно придется сдавать по выбранной специальности. Ещё надо сказать, что «сложные» варианты тестов, где правильных ответов на вопрос может быть больше одного, сдать «на отлично» не в состоянии даже отлично подготовленные абитуриенты», – сетует вузовская преподавательница Вера Купцова.

Одобрение

Но бороться с единым госэкзаменом призывают далеко не все: «ЕГЭ – реальная возможность ребятам из глубинки попадать в приличные институты. ЕГЭ создал прозрачную процедуру оценки знаний старшеклассников, и это очень важно – потому как высшее образование, как известно, одна из самых коррумпированных сфер даже в нашей сверхкоррумпированной стране», – утверждает вузовский преподаватель Борис Смирнов.

С ним согласен школьный учитель Андерй Козлов: «То, что до 20% не сдают, – это же хорошо! Это диагноз – школа серьезно больна. Анализы, как в больнице, должны быть адекватными. Нечего пинять на анализы. Возможно, впервые после введения «Всеобуча» нам показали реальную картину того, чему же учат в школах нашей страны! Плюсов у ЕГЭ масса.

Аттестат пересдать было нельзя, а ЕГЭ — пожалуйста. И люди идут пересдавать. Например, студенты пересдают ЕГЭ, чтобы перейти в лучшие вузы.

ЕГЭ меняет и отношение родителей к тому, в какую школу отдать ребенка. А благодаря этому будет работать и система подушевого финансирования школ. И хорошие учителя будут получать больше плохих. ЕГЭ способствует социальной мобильности: если москвич, например, средненько написал ЕГЭ, он вполне может найти приличный вуз, но в провинции. ЕГЭ резко снизило стоимость репетиторства — все предыдущие годы вузовское репетиторство было формой взятки. ЕГЭ, на самом деле, это просто. У нас в школе проверяли — дети, которые хорошо учатся, вообще без подготовки могут хорошо написать базовые тесты по непрофильным для себя предметам».

По словам сопредседателя Всероссийского педагогического собрания Валентины Ивановой, повышение на 30% с 1 декабря зарплат вузовским преподавателям можно рассматривать и как компенсацию за фактическую потерю монополии на репетиторство для абитуриентов. Но, зная реальный уровень вузовских зарплат, нужно сказать, что звучит это неубедительно.

Мнения сдававших

Наталья, московская студентка из Йошкар-Олы: «К ЕГЭ готовилась пару месяцев у себя в городе, со школьными учителями и репетиторами — преподавателями вузов. Не могу сказать, что было особо сложно, задания однотипные в основном. Но на 100 баллов написать практически невозможно, потому как формулировки многих вопросов путаные».

Евгений, студент-москвич: «ЕГЭ — это бред. У нас все отличники ЕГЭ провалили, а троечники, наоборот, написали очень хорошо. Я, вот, был отличником. И рад, что, когда я поступал в вуз, ЕГЭ был не единственным вариантом это сделать».

Екатерина, московская студентка из Астрахани: «Сдала хорошо. Готовилась без репетиторов. Понравилось, как проходил экзамен: конверты с заданиями открывали при нас, а потом ещё три чиновника контролировали, чтобы в сданные работы чего лишнего не дописали. Видно, что дело серьезное».

Артем, студент-москвич: «Сдал ЕГЭ без проблем. Вообще очень удобная система, с кучей плюсов. Главный минус — стандартизация нивелирует специфику, особенности вузов».

 Александр Литой

Рис. И.Кийко
Рис. И.Кийко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: