Памяти Л.М.Чайлахяна

23 февраля 2009 г. скончался Левон Михайлович Чайлахян -крупный ученый и замечательный человек.

Левон Михайлович Чайлахян родился 21 июня 1928 г. Его отец Михаил Христофорович Чайлахян — выдающийся ученый, автор гормональной теории цветения растений. Мать Тамара Карповна — армяно-русский переводчик и талантливый педагог. Широко известные доброжелательность, научная принципиальность и честность Левона Михайловича в значительной степени достались ему в наследство от родителей.
 
Л.М.Чайлахян
Л.М.Чайлахян

В 1947 г. Левон Михайлович поступил на биофак МГУ. Со второго курса его студенческая жизнь была неразрывно связана с кафедрой физиологии человека и животных. Благодарность и любовь к воспитавшей его кафедре Левон Михайлович пронес через всю жизнь. Будучи сложившимся ученым, он опубликовал в Интернете воспоминания о кафедре физиологии тех лет, где нашел добрые слова для всех ее сотрудников. Символично, что одной из его последних публикаций была заметка в журнале «Химия и жизнь», где он выступил в защиту достоинства своих учителей, профессоров кафедры физиологии.

 
После окончания университета Левон Михайлович работал старшим лаборантом на кафедре высшей нервной деятельности, а потом поступил в аспирантуру на кафедру биофизики. В 1958 г. защитил кандидатскую диссертацию. После окончания аспирантуры он был принят на работу в Институт биофизики АН СССР. В 1961 г. выдающийся математик Израиль Моисеевич Гельфанд организовал в Институте биофизики Теоретический отдел, куда пригласил работать Левона Михайловича. В 1968 г. Л.М.Чайлахян защитил докторскую диссертацию. В 1975 г. Левон Михайлович становится заведующим Лаборатории информационных процессов в живых системах в Институте проблем передачи информации АН СССР, куда был переведен Теоретический отдел. В 1984 г. Левон Михайлович был избран членом-корреспондентом АН СССР. В 1990 г. Л.М.Чайлахян переехал в г. Пущино, поскольку коллектив Института теоретической и экспериментальной биофизики избрал его на пост директора. Он оставил этот пост в 2001 г., но до последних дней продолжал руководить созданной им Лабораторией биофизики клетки и межклеточных взаимодействий. В 2002 г. Левон Михайлович был принят в Европейскую академию наук.
 
Л.М.Чайлахян опубликовал около 450 работ. Диапазон его научных интересов был очень широк. На кафедре физиологии он был дипломником замечательного педагога Михаила Георгиевича Удельнова, который привил ему любовь к физиологии сердца и интерес к механизму генерации биоэлектрических потенциалов. Однако на кафедре высшей нервной деятельности ему пришлось заняться выработкой условных рефлексов у гидры. Эта работа очень важна для характеристики Левона Михайловича как человека и ученого. В то время, после «Павловской сессии», условные рефлексы обнаруживали у любых организмов, вплоть до одноклеточных. Тем не менее, Л.М.Чайлахян пришел к заключению, что у гидры условные рефлексы не вырабатываются, а наблюдавшиеся эффекты имеют другую трактовку.
Поступив в аспирантуру, Левон Михайлович получил возможность вернуться к интересовавшим его научным проблемам. Его кандидатская диссертация была выполнена на гигантском аксоне кальмара с применением микроэлектродов, которые только начинали входить в практику электрофизиологических исследований. Эта пионерская работа, а также обзорные статьи о пассивных электрических свойствах нервных волокон и механизме генерации биопотенциалов, написанные совместно с Е.А.Либерманом, оказали существенное влияние на развитие отечественной электрофизиологии.
 
Первая работа Л.М.Чайлахяна в Теоротделе Института биофизики была связана с исследованием (анализом) одного из видов сердечной аритмии (периодика Венкебаха). Следующий цикл работ был посвящен экспериментальному и теоретическому анализу таких сложных возбудимых структур, как сердечный синцитий и дендриты нервных клеток. Совместно с С.А.Ковалевым, В.В.Смоляниновым и авторами этих строк он показал, что особенности возникновения и распространения возбуждения зависят не только от параметров клеточных мембран, но и от геометрии возбудимой структуры. Опыт, приобретенный в этих работах, Левон Михайлович впоследствии использовал в совместных с А.Л.Бызовым исследованиях электрофизиологии сетчатки глаза.
 
Сердечный синцитий образован электрически связанными мышечными клетками. Эта связь осуществляется через специальные высокопроницаемые контакты, через которые клетки могут также обмениваться молекулами («метаболическая кооперация»). Последующие работы Л.М.Чайлахяна были связаны с изучением роли высокопроницаемых межклеточных контактов в функционировании невозбудимых тканей. В частности, было показано, что высокопроницаемые межклеточные контакты играют важную роль в процессе эмбриогенеза. Эти работы выполнялись как в Институте проблем передачи информации при участии В.П.Божковой, так и в Институте физико-химической биологии МГУ. Там Левон Михайлович был научным руководителем исследовательской группы, которую до этого возглавлял С.А.Ковалев, арестованный за правозащитную деятельность. Результаты этих исследований были обобщены в монографии «Высокопроницаемые контактные мембраны». Для характеристики Левона Михайловича необходимо отметить, что, хотя книга была опубликована в «доперестроечное» время (1981 г.), в предисловии к ней была выражена благодарность находившемуся в заключении СА.Ковалеву.
 
Работы в области эмбриологии стали ведущими на последнем этапе научной деятельности Л.М.Чайлахяна. Разработка новых методов слияния клеток привела к крупному достижению. Ему, Б.Н.Вепринцеву, Т.А.Свиридовой и В.А.Никитину удалось впервые клонировать млекопитающее животное. Эта работа была опубликована в 1987 г., за 10 лет до появления знаменитой овечки Долли. Буквально за несколько дней до смерти он продолжал готовить к публикации статью о стволовых клетках.
 
Научные интересы Левона Михайловича не ограничивались чисто лабораторными исследованиями. Он много размышлял над общими проблемами работы мозга. Результатом этих размышлений явилась монография «Истоки происхождения психики, или сознания» (1992 г.). В этой книге обсуждается вопрос о том, в какой мере изучение математических и компьютерных моделей искусственного интеллекта может приблизить исследователей к пониманию человеческого сознания. Основное заключение книги состоит в том, что психика, возникшая в процессе эволюции, принципиально отличается от систем искусственного интеллекта.
 
Помимо научной работы Л.М.Чайлахян большое внимание уделял педагогической деятельности. Он много лет читал на кафедре физиологии биофака и кафедре биофизики физфака МГУ спецкурс по физиологии возбудимых тканей, был деканом Учебного центра физиологии и биофизики в Пущинском государственном университете. Работал Левон Михайлович не только со студентами, но и со школьниками. С 1975 г. он был членом Научного совета заочной школы при МГУ и оказывал большую помощь в ее работе. В Пущино он был участником экологических школ, организуемых К.Б.Асланиди.
 
На годы учебы Л.М.Чайлахяна пришлась печально известная сессия ВАСХНИЛ. С самого начала Левон Михайлович был ярым противником «лысенковщины» и как мог боролся с ней. Он подписал несколько писем с критикой Лысенко, а в 1965 году помогал Н.Н.Семенову подготовить статью, которая для научной общественности была важным сигналом о конце господства лысенковщины.
 
Говоря о Левоне Михайловиче, невозможно ограничиться описанием его научно-педагогических заслуг. Он был крайне общительным, добрым человеком, вызывающим чувство симпатии у самых разных людей. В любой ситуации, в многочисленных экспедициях, на охоте, за праздничным столом — он неизменно становился «душой общества». А как увлеченно, до самых преклонных лет он играл в шахматы, волейбол и футбол, каким он был тамадой, как замечательно пел старые студенческие песни, песни Окуджавы и Галича!
 
Все, кто знал Левона Михайловича, будут всегда его помнить, и память эта будет воистину светлой.
 
Ю.И.Аршавский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: