Еретические мысли Фримена Дайсона…

23 марта 2009 г. в ФИАНе состоялась публичная лекция известного ученого и мыслителя Фримена Дайсона (Freeman Dyson), организованная при поддержке Фонда «Династия». Прозвучавшие «Еретические мысли о науке и обществе» вызвали массу откликов. Одни радовались, что увидели живую легенду, но без нимба над головой, что физик оказался ироничным, умным человеком с прекрасным чувством юмора и очень точно отвечающим на вопросы. Другие же заявляли, что лекция Дайсона устарела лет на 10, что, например, ни слова не было сказано о нанофизике.

Подробности — в репортаже обозревателя раздела «Наука» на «Полит.ру» Наталии Деминой и реплике зам. главного редактора сайта «Вокруг света» и зам. главного редактора журнала «Вопросы истории естествознания и техники»» Дмитрия Баюка.

Конференц-зал и колонный зал ФИАНа были заполнены до отказа, люди стояли даже в проходах. По приблизительным оценкам, послушать выступление известного американского ученого пришли около тысячи человек.

Свою лекцию Дайсон посвятил обсуждению общепринятых догм. Какие-то из них могут быть вполне верными, но все равно нуждаются в критическом анализе. «Я горд тем, что я еретик. Миру всегда нужны еретики для критики преобладающих ортодоксии. Так как я — еретик, то привык быть в меньшинстве», — отметил он.

Дайсон выступил с пятью тезисами, включавшими как разоблачение общепринятых мифов, так и прогнозы влияния научно-технических разработок на будущее человечества. Его первая «ересь» была посвящена тому, что опасность глобального потепления сильно преувеличена и что крайне сложно отделить научную составляющую дискуссии климатологов от политической. Он полагает, что простые шаги по увеличению биомассы в почве (лишь на 3 мм в год) могли бы серьезно повлиять на уменьшение содержания углекислого газа в нашей атмосфере.

«Многие из базовых процессов планетарной экологии плохо понимаются, — отметил ученый. — И они должны быть лучше изучены, прежде чем мы сможем поставить более точный диагноз текущего состояния нашей планеты. Раз мы пытаемся заботиться о планете, как мы заботимся о больном человеке, болезнь должна быть продиагностирована раньше, чем начато ее лечение. Необходимо больше наблюдать и измерять все, что происходит в биосфере, а не полагаться исключительно на компьютерные модели».

Вторая «еретическая мысль» Ф.Дайсона была также связана с изменением климата и касалась обсуждения того, какая Сахара нужна человечеству — влажная или сухая. Как известно, около 6000 лет назад благодаря теплому климату на месте современной пустыни был зеленый оазис с большим разнообразием фауны.

Дайсон поставил перед слушателями два вопроса: «Во-первых, если содержание углекислого газа в атмосфере будет увеличиваться, то придем ли мы к климату, при котором 6000 лет назад Сахара была влажной? И, во-вторых, если бы мы смогли выбирать между климатом сегодняшнего дня с пустыней Сахара и тем климатом, когда на месте пустыни был оазис, то предпочли ли бы мы климат сегодняшнего дня?» По мнению Дайсона, ответом на первый вопрос является «да», на второй — «нет». Поэтому глобальное потепление, возможно, было бы и благоприятным процессом для человечества и окружающей среды.

Третья «ересь» касалась одомашнивания биоинженерных разработок. По прогнозу ученого, в недалеком будущем генетики создадут новых домашних животных, предоставив детям и домохозяйкам обширный выбор новых живых существ, что потребует выработки новых правил поведения и безопасности. «Дизайн геномов станет личным делом, новым стилем искусства, таким же творческим, как рисование или скульптура, — считает Дайсон. — Лишь малое число новых существ будет шедеврами, но все вместе они принесут радость их создателям и большое разнообразие новых форм фауны и флоры».

Дайсон прогнозирует появление биотехнических игр, созданных по модели компьютерных, для детей, начиная от детсадовского возраста. Вместо картинок на экране дети начнут играть в реальные яйца и семена, получат возможность увидеть, что получается из выращиваемых ими существ: «Победителями станут те, кто вырастит самый прикольный кактус или самого зубастого динозавра. Эти игры будут беспорядочными и, возможно, опасными. Понадобится введение новых правил и регуляций, чтобы обезопасить самих детей и взрослых».

Четвертая «ересь» была посвящена биологии открытого кода. Дайсон кратко напомнил о том, что Microsoft держит свои программные коды в секрете, а сама идеология компьютерных систем UNIX и LINUX построена на принципах открытого кода. По мнению ученого, человечество быстро движется к пост-дарвиновской эре, когда вновь будут конкурировать не отдельные виды существ, а будет доминировать принцип открытого кода с обменом генов и эволюция жизни снова станет делом коммунальным.

Значительную часть своего выступления, вызвавшую много вопросов, Дайсон посвятил пятой «ереси» — размышлениям об опасности ядерного оружия. Физик напомнил о некоторых уроках истории и выразил убеждение, что нужно предпринимать как односторонние, так и совместные меры по избавлению от ядерного оружия, точно так же, как это было сделано с оружием биологическим. У США около 10 тыс. ядерных ракет, у России примерно столько же, и эти запасы гораздо опасней для мира, чем то малое число ракет, которое есть у Ирана или Пакистана.

«Люди жалуются, что русские небрежно относятся к охране своих ядерных запасов, но я никогда не забуду, когда я вошел в помещение одного из американских складов и увидел водородные бомбы, лежащие на полу и даже не связанные, — поделился своим воспоминанием лектор. — Я их аккуратно пересчитал, их там было ровно 41. Интересно, заметил бы кто-нибудь, если бы их там стало на одну или две меньше?»

Фримен Дайсон закончил лекцию такими словами: «Я не буду пытаться суммировать уроки, которые слушатели могли почерпнуть из моих пяти ересей. Я бы хотел, чтобы главным уроком стало понимание того, что далекое будущее не является предопределенным. Правила всемирно-исторической игры меняются от десятилетия к десятилетию непредсказуемыми путями. Возможно, что все наиболее беспокоящие нас проблемы и превалирующие догмы окажутся через 50 лет совершенно устаревшими. Мои ереси, возможно, также устареют. Будущее — в руках наших детей и внуков. Мы должны дать им свободу выдумывать свои собственные ереси».

Эти слова были встречены бурными аплодисментами. На лекции присутствовали жена Дайсона Им (Imme) и один из его сыновей Джордж, который также занимается наукой, пишет научные и научно-популярные книги по истории. Он рассказал, что у его отца 6 детей и уже 16 внуков.

Лекция была на самом деле любопытной. Попытка взглянуть на будущее человечества как бы с высоты птичьего полета не могла не заинтересовать. «Вы написали статью о лягушках и птицах в науке, а вы сами к кому себя относите?» — спросила я Ф.Дайсона.

«Определенно к лягушкам», — ответил он. — «А вот профессор Вершик считает, что вы в физике — птица». Дайсон улыбнулся. Новая гипотеза, еще одна «ересь» — почему бы нет?

Наталия Демина,
по материалам «Полит.ру»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: