Уважаемая редакция!
Читал недавно репортаж о выступлении Михаила Валентиновича Ковальчука на конференции «Инновационные подходы и информационные технологии для внедрения нового поколения госстандартов высшего профессионального образования» (www.strf.ru/organization.aspx?CatalogId=221&d_no=18956). Вот ведь глыба, вот матерый человечище!
Михаил Валентинович отметил, что будущее — за конвергентными технологиями, которые успешно развиваются в опекаемом им Центре конвергентных технологий специалистами в области клеточной и молекулярной биологии, биотехнологии, физики, химии, нано- и информационных технологий. Предчувствуя стремительно надвигающуюся на нас шестую волну технологического развития, Михаил Валентинович не жалеет красноречия: «Нужно делать ставку на развитие конвергентных технологий, — это позволит России рвануть так же, как мы в своё время рванули в атомной энергетике или космосе».
Чтобы поймать очередную технологическую волну, необходимо отказаться от гибельного следования тупиковой узкоспециализированной системе науки и образования, создавшей современную цивилизацию. Ковальчук обрисовал всю глубину бездны, в которую завела мир эта система узкой специализации, просто и понятно даже журналисту: «Из общего количества энергии и материи, которые появились во времена взрыва, человечество понимает и использует только пять процентов. Это означает, что мы живём в неком иллюзорном мире, который составляет всего пять процентов от мира реального». Ясное дело, что тут без пол-литры — или без широкого внедрения когнитивно-информационных технологий — не разобраться.
Не знаю, сильно ли закладывают за воротник в Курчатовском институте, но работа по подготовке возвращения единой, нано-био-когнитивной картины мира путем трансформации узких специалистов (подобных, как известно, флюсу) в междисциплинарных естествоиспытателей кипит и бьет ключом. Формируется Центр нано-био-наук и конвергентных технологий, в который входят Курчатовский центр синхротронного излучения и нанотехнологий, Центр нано-био-наук и технологий, Исследовательский нейтронный реактор ИР-8 и Центр обработки данных.
Читаешь строки сообщения, и кажется, будто возвращаются сталинские пятилетки, видишь вокруг себя стахановское движение и реактивные китайские бригады. «За год полностью провели модернизацию синхротронного центра, и вместо шести тысяч метров теперь там почти 20 тысяч, вместо десяти станций теперь там могут располагаться 40. Общая площадь здания научно-технологического центра нанотехнологий превышает 15 тысяч квадратных метров, чистые комнаты — почти шесть тысяч квадратных метров. Формируется суперкомпьютерный центр — сейчас 30 терафлоп, к концу года будет 120, в 2010 году — 300». Определенно, что-то будет! Большое, мощное, яркое.
Правда, иные говорят, что из прежних десяти станций синхротронного центра толком одна работает, что денег в оборудование вбухано немеренно, а людей и идей не хватает катастрофически. Может, оно и так, но лиха беда начало: уже сейчас не стыдно привезти в Курчатник первых лиц государства, показать им всю ширь и размах. Согласитесь, это немало; в Сочи и с этим пока не очень идет.
Ну а потом, потом придут наддисциплинарные специалисты, без которых невозможно формирование нового технологического уклада. Зачатки междисциплинарной когнитивной синергетики уже видны: в Курчатнике помимо формирования института когнитивных исследований и центра нейронаук создаётся огромный гуманитарный отдел, в котором будут работать лингвисты, философы, психологи, социологи и другие специалисты. В этом, как мне кажется, и есть залог успеха: в то время, как узко отпрофилированные физики, химики да лингвисты замкнуты в своих скорлупах, философы способны судить обо всем, ведь философия — мать всех наук. И они, как нетрудно убедиться, знакомясь с их трудами, — креативнейшая часть научного сообщества (наряду с политологами).
Конечно, сходу чего-то прорывного не родится: начинать подходить к цели нужно издалека. Пусть философы сначала посмотрят на нейтронный реактор ИР-8, послушают лекции ведущих ученых о манипулировании атомами и расшифровке генома. Напишут диссертации о расширении философского смысла нейтрона в период осуществления конвергенции между нано- и био. А когда они уже вполне овладеют словесно-когнитивным аппаратом науки, начнут уверенно и безапелляционно оперировать им в любой аудитории, тогда можно будет допустить их к инструментально-аппаратной части науки, дать на кнопки понажимать. И, нет сомнений, — рванет в России! Как в атомной энергетике.
Иван Экономов