В марте 2007 гг. на социологическом факультете МГУ разгорелся конфликт между студентами, объединившимися в протестную группу OD Group, и администрацией во главе с деканом В.И.Добреньковым. Студенческие выступления продолжались больше года. Студенты соцфака и присоединившиеся к ним коллеги, студенты МГУ и других вузов и гражданские активисты (например, участники социалистического движения «Вперед» и Legal Team) потребовали улучшить качество социологического образования и обеспечить студенческое самоуправление.
Студентов поддержали ведущие российские1 и зарубежные социологи, в том числе президент Международной социологический ассоциации Мишель Виверка. Последний сказал на недавнем Всероссийском конгрессе социологов об исключительной важности студенческой инициативы для развития социологической профессии в России; судя по лицам некоторых членов президиума, это заявление было неприятно нашим социологическим бонзам. (Рассказывают, что Виверка уехал из России в ужасе, в который его повергли речи академиков Г.В.Осипова и В.И.Жукова, так что, может быть, его надежда на становление социологии в России, связанная с ролью студентов, уже развеялась.)
Ректор МГУ В.А.Садовничий занял в начале конфликта амбивалентную позицию. С одной стороны, он публично поддержал студентов. С другой, умело организовав бюрократический процесс «разрешения» конфликта с помощью комиссий и проверок, «спускал всё на тормозах» и в итоге «сдал» неугодных студентов декану, а тот их отчислил.
В итоге Добреньков окончательно запятнал репутацию — особенно после истории с плагиатом в его книгах. Он потерял в деньгах — ректорат урезал факультету количество платных мест. Его перестали звать на помпезные (квази) научные мероприятия — иногда кажется, будто и его коллеги по «великодержавной социологии», например Г.Осипов, открестились от него). А совсем недавно Добреньков и возглавляемое им Учебно-методическое объединение (УМО) потеряли монополию на разработку Госстандарта по социологии: конкурс Стандартов третьего поколения выиграла ГУ-ВШЭ, неожиданно запросив минимальное количество средств на реализацию учебных программ.
В ответ Добреньков написал открытые письма Президенту РФ Д.А.Медведеву и министру образования А.А.Фурсенко, в которых обвинил «Вышку» в организации антироссийского заговора2. Однако декан не потерял самое главное — свой факультет. Больше того, он окончательно «закрутил гайки», разобрался с неугодными студентами и преподавателями и открыл при факультете Центр консервативных исследований под руководством Александра Дугина, которого прежде называл мракобесом и врагом православия.
Отчисленные студенты разбежались по разным вузам и продолжили заниматься социологией. Некоторые участники OD Group, как бывшие студенты соцфака, так и их соратники-активисты, ведут совместные исследовательские проекты (сама протестная инициатива отчасти выросла из исследовательской группы) и участвуют в общих интеллектуально-критических инициативах.
Многие полагают, что за спиной неугодных студентов стояла Высшая школа экономики. Это не так. «Вышка» участвовала в конфликте, но ее коммуникация с участниками OD Group была крайне ограничена. Проректор ГУ-ВШЭ В.В.Радаев предложил студентам организовать анализ учебников Добренькова на предмет плагиата силами коллег. Студенты согласились, плагиат был найден, однако сотрудники ГУ-ВШЭ отказались поставить подписи под экспертным заключением, дабы избежать намека на противостояние двух вузов. Ректор ГУ-ВШЭ Я.Кузьминов возглавлял комиссию Общественной палаты, в рамках которой была создана Рабочая группа (под председательством А.Адамского), занявшаяся независимой экспертизой образования на соцфаке МГУ (инициаторами ее создания были студенты). Когда Рабочая группа пришла к выводам об удручающе низком образовательном уровне соцфака и необходимости смены руководства, Кузьминов попытался смягчить итоговый документ, однако эксперты-социологи на это не пошли. Администрация ГУ-ВШЭ, практически не отличаясь в этом плане от руководства МГУ и деканата соцфака, придерживалась правил сепаратной игры, что в общем обычно для крупного постсоветского вуза. Студентов такие правила изначально не устраивали.
___________________
1 Многие полагают, что за спиной неугодных студентов стояла Высшая школа экономики. Это не так. «Вышка» участвовала в конфликте, но ее коммуникация с участниками OD Group была крайне ограничена. Проректор ГУ-ВШЭ В.В.Радаев предложил студентам организовать анализ учебников Добренькова на предмет плагиата силами коллег. Студенты согласились, плагиат был найден, однако сотрудники ГУ-ВШЭ отказались поставить подписи под экспертным заключением, дабы избежать намека на противостояние двух ВУЗов. Ректор ГУ-ВШЭ Я.Кузьминов возглавлял комиссию Общественной палаты, в рамках которой была создана Рабочая группа (под председательством А.Адамского), занявшаяся независимой экспертизой образования на соцфаке МГУ (инициаторами ее создания были студенты). Когда Рабочая группа пришла к выводам об удручающе низком образовательном уровне соцфака и необходимости смены руководства, Кузьминов попытался смягчить итоговый документ, однако эксперты-социологи на это не пошли. Администрация ГУ-ВШЭ, практически не отличаясь в этом плане от руководства МГУ и деканата соцфака, придерживалась правил сепаратной игры, что в общем обычно для крупного постсоветского ВУЗа. Студентов такие правила изначально не устраивали.
2 http://www.socio.msu.ru/documents/welcome/pismo1.pdf
http://www.socio.msu.ru/documents/welcome/pismo2.pdf