Советская социология начинается с буквы «Я»

Владимир Александрович Ядов
Владимир Александрович Ядов

25 апреля 2009 г. известному российскому социологу, доктору философских наук, профессору, декану факультета социологии Государственного университета гуманитарных наук Владимиру Александровичу Ядову исполнилось 80 лет.

В этот день в Институте социологии собрались его друзья из разных городов России, а также Эстонии, Украины, Венгрии и Франции.

Среди коллег, которые приняли участие в праздновании, было немало известных ученых и общественных деятелей: Игорь Кон, Галина Андреева, Андрей Здравомыслов, Рой Медведев, Леокадия Дробижева, Юрий Красин, Овсей Шкаратан, Евгений Головаха, Юлиана Толстова, Владимир Шапиро, Владимир Магун, Георгий Сатаров, Михаил Черныш и многие другие.

Лучшим подарком вечера, как для В.А., так и для всех его друзей и коллег, стала книга с коротким, но звучным названием «Vivat, Ядов!». В нее вошли фотографии, стихи, поздравительные письма, научные и научно-популярные статьи и очерки о В.А. Книга вышла в свет при поддержке Института социологии РАН, в издательстве «Новый хронограф», ее тираж составляет 500 экземпляров, и, пожалуй, она скоро станет библиографической редкостью. Собранные в ней материалы отражают мысли и чувства самых разных людей, но все они объединены общим представлением о том, что такое настоящий ученый и настоящая наука.

Книга начинается предисловием директора ИС РАН, члена-корреспондента Михаила Горшкова и состоит из семи разделов: «От первого лица», «Persona Grata», «Научная лаборатория», «Первый учитель», «50 лет назад», «10 лет назад: из юбилейного спецвыпуска «Социологического журнала»», «Библиография работ В.А.Ядова», а заканчивается «Сказками прадедушки Володи» — историями, которые В.А. рассказывает своему правнуку Димке.

* * *

Публикуем фрагмент из новой книги — отрывок из статьи известного социолога, философа Игоря Кона «Заметки о Владимире Ядове».

«Самое ценное качество Ядова как ученого — способность и умение продолжать и углублять однажды начатую тему. Уже самые первые результаты ядовского исследования «Человек и его работа» были сенсационными. Помню, как после его доклада я спросил: «Володя, получается, что на советского человека лошадиные стимулы к труду (кнут и пряник) уже слабо действуют, а до человеческих стимулов (моральная удовлетворенность) он еще не дорос. Хорошо, будем смотреть вперед. Но между лошадью и человеком стоит непредсказуемая обезьяна. Как с ней обращаться?»

Сегодня молодые социологи часто спрашивают: «А что, собственно, нового открыла советская социология?» Когда Ядов занялся социологией труда, исходная задача была простая: показать, как труд превращается в первую жизненную потребность. Выяснилось, что этого не происходит. Первые цифры, на самом деле, были очень даже благоприятными, люди отвечали так, как требовала официальная идеология, тем не менее, так отвечали не все, и партийных идеологов это смущало.

После первого большого ядовского доклада член ЦК КПСС академик Митин …сказал: «Цифры — это хорошо. Но нам нужны правильные цифры, которые подтверждают нашу теорию!» Даже 6% (не помню, сколько их фактически было) неудовлетворенных портили благостную картину. Социологический реализм был абсолютно несовместим с реализмом социалистическим, который определял тональность не только литературы и искусства, но и всего, как сказали бы сегодня, советского общественно-политического дискурса. Социология, при всем желании не могла стать православной, она уважала факты.

А дальше становилось еще хуже. Ядов не только совершенствовал и осмысливал новые факты, но и развивал теорию. От удовлетворенности трудом к установкам, диспозициям, структуре личности, идентичности и т.д. Ядов не мог жить в башне из слоновой кости. Это порождало социальный критицизм даже при дружественном отношении к власти. Помню, как он сказал по поводу перестройки и ускорения, что вообще-то при перестройке водитель должен не ускорять, а притормаживать, но что делать, если нам нужно все сразу и не завтра, а позавчера?»

* * *

Публикуем также несколько фрагментов из юбилейных выступлений, прозвучавших в день рождения В.А.Ядова.

Социолог Владимир Магун: «Хочу сказать, что мы все прожили вместе с Ядовым замечательные годы, кто сколько, кому сколько повезло, но у каждого есть свой срок с В.А. и это, действительно, замечательное время. Это нас и объединяет. Сейчас я понял, что благодаря Ядову наш имидж как коллектива, и даже города и страны, улучшается. Его имя — как пароль. В.А. жизнь досталась в очень сложное время и в очень сложном обществе, но он, конечно, везунчик. Есть люди его поколения, которые думают, что они вроде бы делали все то же самое, и почему же не они «на свете всех милее…», почему же к ним не относятся так, как к Ядову? Это загадка действительно уникального человека. Ему во всем везло, начиная с родителей.

В его жизни всегда были такие качели. Сегодня биографию В.А. не зачитывали, но мы ее в большинстве своем знаем. Отец якобы «зиновьевец», и за это Ядова выгоняют из аспирантуры, судьба пошла вниз. Потом — вверх, стал секретарем райкома ВЛКСМ, потом основывается социологическая лаборатория. Потом приходит «замечательный человек» Руткевич, и опять — вниз вместе со всеми представителями первой плеяды советских социологов. Потом — вверх, создали что-то свое в Ленинграде. Потом появляется некий Сигов — и опять качели вниз. Потом судьбоносное горбачевское приглашение в Москву — и опять вверх. А потом понемножку, как мы видим, все опять захлопывается и схлопывается.

Мне кажется, что Ядов — это человек оттепели, все его жизненные и творческие взлеты связаны с оттепелью, в эти периоды он всегда был востребован. А в печальные периоды застоя ему было тяжело, как и нам всем в эти периоды, и он старался нас всех прикрыть. Такая, может быть, не очень юбилейная жизненная история, и, конечно, не законченная. Владимир Александрович, нам еще много чего надо сделать, видите — опять на дворе какая-то «разморозка» (об оттепели пока не говорю). Мы очень на вас рассчитываем, как говорится, «вставайте, граф, нас ждут великие дела! «».

* * *

Георгий Сатаров, президент фонда «ИНДЕМ», в 1994-1997 гг. — помощник Президента РФ: «В моей жизни было три человека, которых я числю в числе своих учителей. Причем ни один из них не был моим преподавателем, я не сидел на их лекциях и не писал конспекты. Один привил мне любовь к естественным наукам, к физике и математике. Другой привил понимание политики, а третий привил мне понимание социологии. Этот третий — Владимир Александрович. Стать первым можно различными способами, в том числе и везением. А оставаться первым — это гораздо труднее. Наверное, В.А. повезло, и он счастлив тем, что стал первым или одним из первых, не мне судить, но он оставался первым, а это уже подвиг. Я бы хотел отметить это его счастливое сочетание везения и подвига».

* * *

Варнаи Дёрди, до 2005 г. — директор издательства «Академическая энциклопедия» (Венгрия): «Сегодня мы поздравляем очень счастливого человека, который дожил до 80 лет, что в Китае считается очень хорошим числом. Здесь только что сидел его правнук Димка; думаю, что для В.А. он сейчас самый важный человек, а сам юбиляр сидит среди нас, с такими мозгами, как у 20-летнего парня. Я думаю, что жизнь его любит. У него прекрасно работает голова, у него глаза светятся, у него такие друзья вокруг — приятно посмотреть. Что я могу В.А. пожелать? Желаю, чтобы у него здоровье никогда не было хуже, чем сегодня, чтобы голова никогда не работала хуже, чем сегодня, и чтобы он поднял бокал на свадьбе Димки».

Подготовила Наталия Демина

См. также статьи Бориса Докторова, Владимира Шляпентоха, Михаила Черныша и Владимира Магуна на сайте «Полит.ру» www.polit.ru/science/2009/04/25/yadov80.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: