01.04.2009 /
№ 25 /
с. 6 /
Наталия Демина / Наука и общество /
No Comments
15 марта 2009 г. в Центре современного искусства «Винзавод» открылась выставка «Наука как предчувствие» («Science as Suspense») — первое мероприятие в рамках Международного научно-популярного фестиваля ScienceArtFest, организованное благотворительным Фондом «Династия» и проектом
— спросил какой-то мужчина.
— Да, я бывал здесь уже дважды, и мне нравится то, что я мог здесь увидеть.
Далее шел рассказ Головы о том, как прекрасен русский балет и другие достижения нашей культуры и искусства.
— Закройте глаза.
Голова послушно закрыла, а потом открыла глаза.
— Улыбнитесь.
Голова сделала и это.
— Откройте рот.
Голова показала язык.
— Закройте глаза и никогда их не открывайте.
Люди загудели: чего, мол, издеваетесь над компьютерным существом. Но Голова нашла достойный выход из ситуации.
— Я не обязан вам подчиняться и не считаю нужным исполнять Вашу команду, — сказал компьютерный Стеларк к радости зрителей.
Сам художник неутомимо общался со зрителями и журналистами, демонстрируя им способности Головы.
— Ты тупая и глупая голова,
— весело напечатал он на клавиатуре.
— Вы, конечно, можете так говорить, но не забывайте о предсказании, что в будущем человечеством будут управлять роботы. Так что осторожней с фразами,
— спокойно заметила Голова.
— В чем состоит смысл жизни? — продолжил Стеларк.
— Любознательность, творчество и забота, — мудро ответила Голова.
На вопрос корреспондента «Полит.ру», является ли это ответом самого художника, тот ответил утвердительно. «Получим ли мы на один и тот же вопрос один и тот же ответ?» — «Не всегда. Например, на просьбу спеть песню или прочитать стихи, или рассказать о том, кто у Головы любимый философ, могут быть разные ответы».
«Удивляет ли вас Голова?» -«Иногда такое случается», -признался Стеларк. Он рассказал, что в базе данных его компьютерной копии около 500 тыс. английских слов. Получая вопрос, система ищет нужный ответ, а потом в реальном времени озвучивает его, не забывая показать на экране нужную артикуляцию губ. «Работает ли ваша система только на английском?». — «Пока да». Он сообщил, что его официальный сайт находится на странице www.stelarc.va.com.au.
А зрители не унимались.
— Как заработать деньги? -спросил мужчина, видимо переживающий последствия кризиса.
— О, я еще в этом новичок, -ответила Голова.
— Я люблю вас, — напечатал кто-то.
— О, спасибо. Вы мне тоже нравитесь, — вежливо сказала Голова.
— Что такое наука? — напечатала я, ожидая короткого афористического ответа. Но Голова начала зачитывать длинное определение науки из какого-то энциклопедического словаря.
Стеларк еще удивил всех тем, что показал третье «ухо», возникшее на его левой руке путем хирургических операций. В своем представлении этого художника куратор выставки Дмитрий Булатов позднее скажет, что Стеларк уже на протяжении 20 лет занимается трансформациями человеческого тела.
«Я хотел общаться сам с собой. Сначала я хотел сделать ухо на голове, но с этим было бы связано много медицинских проблем. Тогда решили делать на руке», — сказал Стеларк. Он сообщил, что еще две операции, и новое «ухо» станет работать по-настоящему. К уже имеющимся чипам внутри «уха» добавят микрофон, и через беспроводную связь звук будет попадать в ухо (или прямо в мозг?) Стеларка. Пользователи всемирной сети также смогут общаться с медиахудожником через Интернет.
Фотографы неутомимо щелкали затворами фотоаппаратов, и скоро это «ухо» попадет на страницы всех СМИ. «Не опасно ли это для Вашего здоровья?» — спросила я. — «Совсем нет», — ответил художник. -«А зачем вам третье ухо?» — задала я вопрос уже Голове. — «Я не мог придумать ничего лучшего», — ответило второе «Я» художника.
Бесстрашный вызов художников направления sci-art устоявшимся третье ухо воззрениям на природу и человека, пожалуй, является главным лейтмотивом выставки. Правда, если у Стеларка это сделано с юмором и вызывающим любопытство творческим эгоцентризмом и смелостью экспериментирования над самим собой, то творения некоторых других авторов отражали желание жестко и довольно зло поспорить и поэкспериментировать с самой природой.
Художник Орлан из Франции в своей инсталляции «Костюм Арлекина» представил видеопроекцию клеток различного происхождения. В специально подготовленном для этого проекта биореакторе как единое целое выращиваются клетки самого автора, а также клетки лебедя и других сумчатых и жвачных животных. В буклете выставки сообщается, что на этот проект Орлана вдохновил текст философа Мишеля Сера под названием «Светское», в котором осмысливается феномен Арлекина — одного из традиционных персонажей итальянской комедии масок.
На другом экране, «Науки как предчувствия», зрители могли увидеть псевдо-документальный фильм Флориса Кайка из Нидерландов о таинственной и необратимо разрушающей человека вирусной болезни, которая поражает пациентов с медицинскими имплантантами. Фильм сделан так достоверно, что смотрится как очередной фильм ужасов или хроника из клиники инвалидов войны.
Вокруг еще одной инсталляции, «Роботариум», можно было видеть немало фотографов, да и просто зрителей, которые терпеливо ждали, когда же роботы сделают «это». Два мобильных робота, придуманных Полем Граньоном из Франции, ездили по ограниченной территории и искали друг друга. У одного из них были синтетические женские причиндалы, а у другого — мужские. Периодически «возбуждаясь», они начинали искать особь другого пола и пытались слиться с ним/ней воедино.
Финального акта любви я так и не дождалась. Минут 15 мы с коллегой разговаривали о выставке и проблемах научной популяризации, одним глазом наблюдая за перемещениями роботов, но слияния так и не увидели. Правда, я поймала себя на мысли, что через какое-то время начинаешь смотреть на автоматы как на обычных животных в зоопарке, а не как на механических существ. На стоявшем в центре инсталляции столе ездил третий маленький робот, изображавший ребенка. Все его движения были ограничены рамками стола, и из-за такой несвободы он плакал и ругался.
Выступившая на открытии выставки куратор выставки от Фонда «Династия», зам. исполнительного директора Роза Хацкелевич, отметила, что экспозиция — лишь начало интересной программы фестиваля ScienceArtFestа. Как известно, «Династия» многое делает для популяризации науки. «Мы хотим, чтобы как можно больше людей интересовалось наукой, чтобы знание, производимое учеными, было доступным, и мы это делаем разнообразными средствами», — отметила она. Открывшийся фестиваль — развитие проекта «Научный музей XXI века» и попытка популяризовать науку средствами современного искусства.
Представитель генерального партнера Фестиваля — проекта «Сноб» — Борис Акимов поделился с присутствующими своими первыми впечатлениями. Он сказал, что был поражен тем, что увидел на выставке, особенно спаривающимися роботами. И всё увиденное заставило его вспомнить о метаниях детства. Его мама была художником, а папа — ученым, и он, будучи ребенком, то хотел пойти заниматься творчеством, то в науку, потом опять думал быть как мама, потом опять как папа. В итоге он не стал ни художником, ни ученым, потому что не знал, что существует такое направление, как sci-art, и что можно быть одновременно и тем, и другим, использовать в своем творчестве новейшие технологии и научные открытия. «Всё увиденное доказывает, что наука может быть приключением», — резюмировал он.
Руководитель проекта «Винзавод» Софья Проценко выразила надежду, что мероприятия Фестиваля дадут новые импульсы для ума и что «интерактивная и разнообразная форма представления проекта позволит широкой аудитории ознакомиться со всеми представленными на выставке достижениями науки».
Дмитрий Булатов, куратор выставки «Наука как предчувствие», куратор Центра современного искусства в Калининграде, заметил, что не любит слово science-art, а предпочитает называть этот жанр «современное технологическое искусство». Организуя экспозицию, он хотел представить в равной мере художников из разных стран мира, работающих в этом жанре, многие из которых никогда не выставлялись в нашей стране. «Эти художники разговаривают с публикой на актуальном языке технологий, чего мы зачастую бываем лишены в России».
Он кратко охарактеризовал представленные на выставке проекты. Помимо уже описанных выше есть еще несколько любопытных. Так, в темной комнате зрители могут увидеть проект Кристы Зоммерер и Лорана Миньоно из Австрии, представляющих свое видение искусственной эволюции. Войдя в маленький зал, можно взять маленький фонарик и водить им по экрану, манипулируя искусственными созданиями в виде комарико-бабочек. В буклете выставки отмечается, что посетители могут регулировать количество света: если его будет слишком много, то это будет гибельно для насекомых, но получая неопасный заряд энергии, искусственные существа начинают воспроизводить потомство.
Проект Николаса Ривза «Геометрические бабочки» — летающие робокубы — основан на взглядах русского конструктивиста Георгия Крутикова, который был одержим идеей летающих городов. Канадский художник эту идею оценил и воплотил в жизнь с помощью ученых из Института гексограмм. «Каждый из кубов снабжен 6 бортовыми компьютерами, датчиками движения и вентиляторами, и они запрограммированы вести себя как стая птиц. Они чувствуют все вокруг», — заметил Булатов.
В свою очередь уже представленный выше Стеларк от лица всех художников поблагодарил организаторов выставки за возможность показать в Москве новые интерактивные и биотехнологии. Он подчеркнул значимость русского авангарда начала XX в. для последующих поколений художников. А в заключение своей короткой речи художник остроумно заметил: «Я думаю, что настоящая причина, почему Дмитрий попросил меня выступить от лица моих коллег, — это желание иметь на одну Голову больше».
16 марта состоялась лекция Стеларка о его жизни и творчестве, а 17 марта перед участниками фестиваля выступил американский художник Кен Ринальдо. На выставке он представил боты папарацци, следующих за человеком на специальных подвижных платформах и стремящихся запечатлеть «звезду».
В целом показалось, что к такому жанру искусства, как sci-art (или «современному технологическому искусству», по Буланову), нужно еще привыкать. Пока же оно кажется чуждым и не греющим душу. Очень порадовали лишь безудержная фантазия австралийского художника и его Голова как интересный метод обучения английскому языку.