25 марта Ногинский городской суд вынес приговор по делу о растрате и незаконном экспорте технологий двойного назначения. Директора научно-технологической фирмы «Сафител» и бывшего сотрудника Института физики твердого тела Ивана Петькова приговорили к пяти с половиной годам лишения свободы.
Свое решение суд вынес на основе обвинения, составленного со слов нынешнего конкурента и бывшего коллеги Петькова, члена-корреспондента РАН Владимира Бородина. Аргументы защиты и показания свидетелей со стороны подсудимого Петькова были признаны необъективными.
Не учел суд и результаты экспертизы, которые предоставила защита. А эта экспертиза подтверждала, что технология получения искусственных сапфиров по методу Степанова (именно этим занималось предприятие Петькова) не используется для выращивания сапфировых лент для систем наведения высокоскоростных ракет класса «воздух-воздух», а также сапфировых стержней, легированных титаном, для лазеров с перенастраиваемой частотой.
Ногинский суд решил, что для высокотехнологичного бизнеса, которым много лет безо всяких дополнительных разрешений занимаются десятки российских институтов и предприятий, теперь требуется специальная лицензия. И ее отсутствие любому предпринимателю может стоить свободы.
Анатолий Бурмистров, адвокат Ивана Петькова, сообщил, что его подзащитный собирается обжаловать приговор.
История началась в 1993 году, когда на территории возглавляемого Бородиным завода появился арендатор — фирма «Ростокс-Н», которая занималась выращиванием и продажей искусственных сапфиров, а также поставляла и налаживала оборудование для их производства. Гендиректором «Ростокс-Н» стал научный сотрудник лаборатории управляемого роста кристаллов ИфТТ И.Петьков. Заведующий этой же лабораторией и одновременно директор ФГУП ЭЗАН В.Бородин вошел в совет директоров предприятия и получил 18% акций. Сыну Бородина принадлежит 8%, Петькову — 14%. C 2000 г. у партнеров начались разногласия.
Петьков на собственные средства организовал новое ООО «Сафител», запустил производство искусственных сапфиров в Подольске и начал продавать кристаллы и оборудование за рубеж. Так Петьков и Бородин стали конкурентами. Более
диссоциация молекул ИК-лазерным излучением, на основе которой позже, совместно с рядом других организаций, была создана первая в мире промышленная установка лазерного разделения изотопов; лазерное фотоионизационное детектирование одиночных атомов и его применение для ультрачувствительного анализа; лазерное охлаждение атомов, включая первые в мире эксперименты, которые привели к созданию физики ультрахолодных атомов; оптика атомных пучков (их коллимация, отражение, фокусировка и т.д.), расширившая типы оптик (фотонная, электронная, нейтронная и т.д.) и разрабатываемая сейчас как метод оптической нанотехнологии; лазерная оптико-масс-спектроскопия органических
того, по утверждению Петькова, Бородин требовал от него отдать принадлежавший Петькову пакет акций, угрожая физической расправой.
В январе 2007 года сотрудника ООО «Сафител» задержали в аэропорту Домодедово с документацией на оборудование Луганского производства. Сотрудниками Бородина было составлено соответствующее экспертное заключение, которое вместе с письмом самого Бородина легло в основу возбужденного ФСБ уголовного дела. Никого при этом не смутило то, что само оборудование в Россию не ввозилось и что перечень двойных технологий не позволяет расширительных толкований, а сапфир в чистом виде в нем нигде не фигурирует.
По сообщению «Радио Свобода», на вопрос их корреспондента о том, известно ли ему, что «дело Петькова» обсуждалось на Ученом совете ИФТТ, Бородин ответил, что ничего об этом не знает, поскольку не бывает на заседаниях Ученого совета и заведует лабораторией в институте лишь формально. Однако под заключением для таможни Бородин подписался именно как заведующий лабораторией Института физики твердого тела.
По материалам svobodanews.ru