Скажите честно: хотелось ли вам в жизни чуда? Не понарошного, когда фокусники извлекают из своих помятых цилиндров всякую всячину, или киношно-деланного, когда Баба-яга в парике из пакли махнет метлой и ступа взлетает в небо по велению оператора, запустившего пленку задом наперед. А настоящего, когда вроде и знаешь, что «такое невозможно», а в то же время ловишь робко-радостное ощущение внутри, что оттолкнешься – и взлетишь. И вдруг понимаешь, что и все прочие «невозможности», наверное, просто следствие нашего незнания, что любое чудо может случиться, только мы еще не знаем, как к нему подступиться.
В этом смысле музей «Физическая кунсткамера» Дома ученых Троицкого научного центра Российской академии наук – если и не гаррипоттеровский магазин мистера Олливандера, где всем желающим по сходной цене раздают волшебные палочки, чтобы поколдовать вволю, то по крайней мере место, где можно осознать, что не все предсказуемо и скучно в нашем мире.
Стул, истыканный гвоздями, младший брат рахметовского матраса с гвоздями (хотя матрац все же попроще будет, ведь площадь его больше – а значит, не так страшно), который так грозно выглядит, оказывается совсем не страшным, и на нем, действительно, можно вполне комфортно сидеть. Дорожка, сделанная из обычных лампочек, которые легко выдерживают вес взрослого человека. Волчок-левитрон, который висит в воздухе сам по себе.
Или новый зал «Кунсткамеры», который был сделан в рамках второго гранта Фонда «Династия» (сам музей тоже начался с финансовой поддержки этого Фонда и огромного желания его организаторов); попав в него, вспоминаешь волшебную сказку Одоевского про музыкальную шкатулочку, в которой все оказывается такого размера, что можно поздороваться с молоточками, барабанящими по колокольчикам, увидеть вредную старуху-пружинку… Так и тут – струны, которые обычно мы видим на гитаре или скрипке, оказываются натянутыми от стены до стены, и на них уже легко заметить стоячие волны, которые являются источниками гармоник. Правда, струны не звучат – уж больно они большие. Зато звучит терменвокс – самый первый в мире электромузыкальный инструмент, изобретенный нашим соотечественником Львом Терменом. И поиграть на нем может каждый желающий. Хотя это и не так легко (на нем нет ни клавиш, ни ладов), – все звуки извлекаются просто перемещением рук в воздухе.
А еще можно залезть внутрь камеры-обскуры – прообраза нынешних фотоаппаратов и прямо своими руками сфокусировать на матовом стекле изображение предмета, стоящего перед ней. Или удивиться тому, как эффект стробоскопа позволяет увидеть зависшую в воздухе каплю воды, – а то и вовсе заставляет капли двигаться обратно вверх.
Понятно, что все эти чудеса рукотворные, объяснимые. Но их особенность – в том, что каждый побывавший в «Физической кунсткамере», покрутивший все экспонаты, попытавшийся объяснить себе, как же все-таки это работает, – вдруг ощущает свою сопричастность к ним, и чудо – настоящее! – возникает изнутри: чудо удивления, чудо понимания.
Недаром в «Физическую кунсткамеру» с интересом приходят как простые школьники, так и маститые академики. Конечно, они уже давно умеют творить свои собственные «чудеса». Но с удовольствием вспоминают те «зацепочки», которые когда-то, может быть, подвигли их самих на изучение этой удивительной науки – физики.
Сергей Коневских