Красноярский «Дом физики»: успехи и проблемы

28_phys-house-1Пару недель назад ко мне обратились из редакции газеты «Троицкий вариант» с просьбой написать небольшой материал про «Дом физики», расположенный в доме-музее П.А. Красикова в центре Красноярска. Яркий слоган «Бегство от удивлений, или Красноярские открытия» на воротах старинного дома на улице Ленина давно привлекал мое внимание. Повода зайти никак не было. И вот он появился.

«Дом физики» и действующая экспозиция созданы в том числе и на деньги фонда «Династия». В 2006 г. фонд провел свой первый конкурс «Научный музей в XXI веке», и тогда Красноярская экспозиция стала одной из победительниц. К слову сказать, никакой информации о том, что ждет меня внутри, о самом доме-музее П.А. Красикова, в котором разместилась экспозиция, у меня не было. Так что мои впечатления от посещения – фактически с белого листа.

Теперь уже, побродив по комнатам музея, послушав его историю, чувствуется какая-то сюрреалистичность. Дом протоиерея Кафедрального собора, чей внук стал руководителем первых марксистских кружков в Красноярске. Дом, в котором бывал Ленин, о чем извещает памятник, установленный перед домом. И вот этот дом стал «Домом физики». Получилась своеобразная перекличка эпох, победа материи над духом, сменившаяся победой духа науки над духом идеологии.

28_phys-house-2Но, впрочем, сейчас речь не об отношениях науки, религии или политики. Итак, заплатив 60 руб. за экскурсию и 10 руб. за разрешение делать фотографии, я попал в «Дом физики». Далее проблема, как написать отчет о визите в музей, отпала сама собой. По залам меня водила прекрасный экскурсовод Светлана Григорьевна Анашкина. Бывший работник Красмаша (закрытое оборонное предприятие), человек с техническим складом ума, она не только показала мне всю экспозицию. Она рассказала мне и о проблемах музея и даже высказала свои пожелания-предложения, как ему развиваться дальше. Я совсем не специалист в музейном деле. Но хотел бы обратиться к тем, кто занимается созданием выставок и экспозиций. Разговаривайте с экскурсоводами. Мне кажется, они расскажут вам в десять раз больше, чем профессиональные искусствоведы или менеджеры по культуре.

28_phys-house-3Красноярской экспозиции уже три года. В свое время предполагалось, что она «в увлекательной форме представит детям физику как науку, ее роль в решении проблем человечества, а также покажет вклад красноярских ученых в развитие естественных наук». Конечно, я смотрел на все взглядом не школьника, а научного сотрудника. Поэтому мало, что смог увидеть из заявленного в анонсе. Первое впечатление – всё круто. Оформлены залы и вправду неплохо. Каждый зал в своем стиле. На стенах – современные баннеры с портретами ученых, красивыми околонаучными картинками и вкраплениями формул. В зале, посвященном механике и звуку, потолок сделан из шестеренок разного размера. В другом зале, с экспозицией старых телевизоров и радиоприемников, с потолка свисают привязанные за веревочки сотовые телефоны.

После первого впечатления – всё красиво и современно, начинаешь смотреть внимательнее и анализировать. Возникают вопросы. Например, по какому принципу отобраны имена ученых, представленных в зале «Связь и изображение»? Через какое-то время понимаешь, что эти ученые не связаны тематически с залом, а представляют физику вообще. Но тогда немного странно смотрятся в этом ряду основатели красноярской науки, в том числе имеющие мало отношения к физике.

Кто-то скажет, что это – мои придирки. Но и Светлана Григорьевна говорит о том же. Оформление каждого зала очень красивое, его делал известный красноярский дизайнер, но вот с экспозицией это оформление почти не связано. Портреты ученых, формулы, фотографии космических кораблей или каких-то технических устройств тематически выдержаны, но не всегда представительны и информативны. «Кто изображен на этих фотографиях, я так и не смогла понять. А, например, для рассказа о покорении космоса хорошо бы иметь в оформлении фотографию Вернера фон Брауна, а ее здесь нет», – заметила экскурсовод. Подобные комментарии звучали очень часто.

28_phys-house-4Светлана Григорьевна говорит, что за первые два года на экспозиции побывали почти все школьники города. Приезжало по несколько классов в день. Сейчас интерес спал. Посетители музея – это или гости города, или «богатые родители, которые хотят показать детям что-то интересное и научное».

Я пришел в музей к открытию. Уходил примерно через два часа. За это время в музее посетителей больше не было. Вообще на стандартную экскурсию выделен час. Этого очень мало. В экспозиции   четыре   зала:   «Погружение в магию физики. Механика и звук», «Связь и изображение», «Зрительные восприятия в физике» и «Физика космоса». О каждой теме можно говорить не менее часа. «Как можно рассказать за  15 минут про  покорение космоса?» – спрашивает меня Светлана Григорьевна. Без сомнения, нужно делать тематические выставки или экскурсии. Но экспозиция находится в   таком   ограниченном   пространстве, что это почти невозможно.   Показывать   детям одну комнату целый час и сказать, что другие комнаты они увидят через неделю, – почти нереально.

Есть в музее и комната, отведенная под проведение учебных занятий. По словам Светланы Григорьевны, в этом классе даже пытались проводить уроки, но сейчас все заглохло. Дети приходят в музей в каком-то смысле развлечься. Садиться за парты и слушать лекцию у них нет никакого желания. Их больше интересуют занимательные экспонаты или истории, а их не так много. Так, в зале «Физика космоса» (кстати, каждый зал – это небольшая комната в когда-то жилом доме) стоит генератор Тесла, но из-за отсутствия заземления его запрещено включать дольше чем на две минуты.

28_phys-house-5Не хотелось бы, чтобы мой репортаж кто-то воспринял как огульную критику. И тем более, чтобы были какие-то проблемы у Светланы Григорьевны. В целом экспозиция мне понравилась. В музее есть отличные экспонаты. Подборка музыкальных инструментов. Старые телевизоры, которые так и просятся в интерьер какого-нибудь ценителя старины. Я бы сам такой телевизор с надписью «Енисей» поставил где-нибудь на видном месте. Но повторяю, после первого впечатления – красивое оформление начинаешь думать и о содержании. И оно проигрывает оформлению. Не спасает и опыт экскурсовода. Светлана Григорьевна и сама говорит: «Вы там напишите, пусть нас переведут в другое современное и большое помещение. Не подходит старинный деревянный дом на роль Дома физики». Далее она продолжает: «Экспозиция должна меняться не реже чем раз в год. Нужно делать тематические экспозиции по конкретной области науки».

Мне сложно сказать, кто прав, создатели экспозиции или экскурсовод, показавший экспозицию не одной сотне детей. Наверное, музейное дело развивается, и в моде сейчас новые формы. Я просто думаю, какие элементы этой экспозиции могут заинтересовать разных посетителей. В экспозиции большую роль играет дизайн. Безусловно, он создает определенный стиль и настрой. Но несет ли он какую-то информацию?

По словам экскурсовода, вроде бы большое количество визуальной информации и элементов дизайна не дает почти ничего для представления физики как науки. Случайно написанная на баннере формула не вызывает у меня каких-то эмоций или желания спросить, что она описывает.

Меня заинтересовали некоторые экспонаты с точки зрения их исторической ценности. Но с таким же успехом я бы их рассматривал и в обычной исторической экспозиции. Пара-тройка устройств, демонстрирующих некоторые законы физики, будут интересны детям. Но их не очень много. Одно-два в каждом зале. И я не увидел особой системы в тех явлениях, что они демонстрируют.

Теперь я уже начинаю фантазировать: может, имеет смысл делать научную экспозицию связанной со школьной программой? Чтобы оформление, экспонаты, интерактивные элементы помогали приблизить то, что школьники проходят в классе, к реальной жизни. А может быть, всё дело в размерах? Возможно, стоит выделить под такой музей не деревянный дом, являющийся историческим памятником, а большое современное  помещение.  И  там будет не четыре небольших зала, а десятки. И по ним можно будет бродить и выискивать (возможно, по заданию учителя) разбросанные по этим залам экспонаты и рисунки как элементы какого-нибудь научного пазла.

Казалось бы, отличное дело – создали научный музей, в котором попытались объединить исторические и интерактивные экспонаты. Но как любой проект, музей требует развития. Может, это и хорошо, что я посетил экспозицию через три года после ее создания. Есть какой-то диссонанс между громкими именами спонсоров, современными элементами оформления и признаками начинающегося упадка.

Напечатанные три года назад тексты   местами уже не актуальны. Потолки в стиле хай-тек соседствуют со скрипящими деревянными половицами. Мне показалось, что музею и экспозиции требуется новое вливание энергии, идей и планов. Без этого у экспозиции будет два пути – анабиоз или стагнация. Ни тот, ни другой не внушают оптимизма.

Егор Задереев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: