Михаил Бурцев, кандидат физ.-мат. наук, научный сотрудник Института прикладной математики РАН, старший научный сотрудник НИИ нормальной физиологии РАМН.
Несмотря на свой приличный размер, обращение Обамы к американским ученым читается залпом. Особенно поражает четкое и ясное видение роли науки в обществе. Дух открытого и свободного поиска, дух науки — один из неотъемлемых столпов демократии и основа прогрессивного развития. Наука не только открывает путь инновациям, делающим нашу жизнь лучше. Ценна сама сущность научного познания — стремление к объективной картине окружающего мира, не зависящей от личного или общественного мнения и являющейся лучшим лекарством от самообмана.
Американский президент делает революционное для политика заявление — наука больше не будет стоять позади идеологии, а станет равноправным и равноценным элементом социума. От стратегической части выступления веет духом просвещения, идеи которого обычно ютятся на задворках современной общественно-политической риторики.
Для Обамы наука — это сила, которая позволит США сохранить свое лидерство в глобальном мире. Поэтому именно в кризис надо играть на опережение, концентрируя ресурсы на исследованиях и разработках, тем самым закладывая фундамент для будущих достижений в экономике, внутренней и внешней политике. Президент предлагает понятные конкретные решения — финансовую поддержку университетов, увеличение бюджетов фундаментальной и прикладной науки, а также отмену налогов для частных прикладных исследований и разработок.
Одновременно с этим ставится более амбициозная и долговременная задача — сделать США самой образованной страной в мире. Очевидно, что лишь вливанием денег в школы и повышением квалификации учителей проблему отставания американского школьного образования от образования в некоторых других развитых и развивающихся странах не решить. Поэтому речь содержит обращение к ученым с просьбой принять активное участие в мотивации школьников и повышении качества среднего образования, изобретении новых образовательных методов. Обама обещает лично принять участие в организуемой агиткампании по повышению статуса ученого в обществе и привлечении молодых людей в область науки.
Речь Обамы удивляет глубиной понимания потенциала науки, проблем его развития и необходимых мер. Её чтение — как глоток свежего воздуха среди мутного угара «форсайтов», «инноваций», «прорывных технологий», изливаемых нашими чиновниками в публичное пространство российской научной политики. Обама публично обращается к ученым, заявляя о придании науке стратегической роли в развитии страны, а Медведев создает очередную комиссию «по модернизации и технологическому развитию экономики». Обама призывает ученых вместе работать для достижения общих целей, а Медведев собирается заседать с «представителями администрации президента, бизнесменами, экспертами, учеными». Интересно, сколько молодых российских ученых решат уехать в США, прочитав речь Обамы или увидев, как начинают реализовываться изложенные в ней предложения?
В итоге может статься, что наша власть «прозаседает» в комиссиях остатки интеллектуального потенциала страны и останется с оравой «экспертов», под прикрытием чудо-«инноваций» проедающих природную ренту в тесном симбиозе с коррумпированными чиновниками.
Однако мне кажется, что в России есть где развернуться энтузиасту науки. Стремление к знанию, представление о ценности научно-технического прогресса сохранилось у нас в культуре. Все больше людей покупают научно-популярную периодику, читают научные новости в сети, ходят на публичные лекции. Создаются частные фонды поддержки науки и частные исследовательские центры, появляются независимые научные СМИ. Давайте действовать локально — честно вести свои исследования, ходить к школьникам и студентам, использовать все возможности по поддержанию научной среды в своей окрестности.