Правду сказать, мне не кажется плодотворным обмен репликами на «Полит.ру» в связи с публикацией Симона Кордонского «Кризис и наука» (6 февраля) и последующей «О науке и ее защитниках» (15 апреля). Тональность многих публикаций самого Кордонского заставляет вспомнить слова из известной песни Галича «Но бойтесь того, кто скажет: «Я знаю, как надо»».
Кордонский — умелый полемист, а характерологически — порядочный забияка. У него свои представления о том, что позволено Юпитеру, — точнее, кого именно в любой конкретной ситуации стоит считать Юпитером, а кого — быком.
Хотя я дважды публично возразила ему – один раз именно на «Полит.ру» (см. «Ценности вечные и не очень», www.polit.ru/author/2008/06/11/science.html), второй — в предисловии к фрагментам из его новой книги (напечатано в журнале «Гуманитарный контекст», см. www.politphilosophyru/i/materialFiles/281/16.pdf), я совершенно уверена, что он и без меня отлично понимает разницу между целеориентированной и ценностно-ориентированной деятельностью, равно как и адекватно оценивает место так называемого «распределенного образа жизни» в общей конструкции нашего социума, хотя пишет об этом образе жизни, как если бы именно этот феномен обладал исключительной объясняющей силой.
Впрочем, зачем публично возражать человеку, который ничем не заведует и ни на кого не влияет? Пусть себе живет как живет…
А ведь можно было бы возразить мне не публично, а, например, в частном письме: как-никак, мы чуть ли не четверть века знакомы… Но это предполагает совсем иной modus vivendi. Зато поругаться с М.С. Гельфандом — а в его лице с целым научным и чисто человеческим сообществом — это понятно что такое. Затем провокация и затевалась.
Провокативно люди пишут в надежде пробудить интерес к неоднозначным решениям и неочевидным механизмам. Лучший тому пример — известная статья Ю.А. Шрейдера «Наука — источник знаний и суеверий», напечатанная в «Новом мире» в 1969 г.
Провокационно пишут по разным мотивам. Но непременно по мотивам личного свойства. Это вовсе не примитивная корысть и желание славы Герострата, как кто-то может подумать. Впрочем, мотивы мне в данном случае и вовсе не интересны. Мне жаль, что эту наживку «заглотнуло» столько серьезных людей, а кто-то с кем-то даже поссорился по этому поводу, да еще и обозвал «Полит.ру» последними словами.
Право, господа, более уместно было бы призвать на помощь чувство… И тут я запнулась. Чувство меры? Юмора? Приличия? Все как-то не то. Видимо, это умение читать между строк, дабы реконструировать истинные мотивы потенциального собеседника/ оппонента.
Во многих древних культурах существовали разнообразные ритуалы взаимных оскорблений, которыми осыпали друг друга воины перед поединком. В нынешних подростковых (и некоторых других) сообществах подобные ритуалы есть по сию пору. Но мы-то вроде бы взрослые люди…
Редакция выражает глубокие соболезнования нашему постоянному автору Ревекке Марковне Фрумкиной в связи с кончиной ее мужа Юрия Аркадьевича.