В современном мире успеха добивается тот, у кого есть оригинальные, глубокие идеи и эффективные способы их воплощения в жизнь. С этим у нас сегодня туговато. Конечно, некоторые разрозненные «очаги сопротивления» существуют, но в целом картина безрадостная. Это настолько очевидно, что в прошлом году Президент Медведев даже отметил это в своем Послании Федеральному Собранию: «Нам нужно организовать масштабный и системный поиск талантов и в России, и за рубежом. Вести, я бы сказал, настоящую «охоту за головами». Содействовать приходу молодых одарённых людей в фундаментальную и прикладную науку» [1].
«Охота за головами» объявлена, но улов специфический. По данным миграционной службы, иностранные квалифицированные специалисты в 2008 г. оказались востребованы на должностях: генеральный директор предприятия (10 600 человек) и директор (начальник, управляющий) предприятия (2 000 человек). А иностранные биофизики с биохимиками не нужны, их с инженерами-микробиологами устроилось работать в РФ 0 человек. Вот такой масштабный поиск талантов.
Так как же сделать, чтобы к нам приезжали и у нас генерировались не только управленческие, но и интеллектуальные таланты? Ответ прост: надо создать им соответствующие возможности. Это можно сделать, организовав университет мирового уровня. Университет, способный привлечь известных ученых и лучших студентов не только из России, но и со всего мира, критически необходим для развития высокотехнологичных секторов национальной экономики, но это только один из плюсов. Если такой университет будет создан, он будет задавать уровень для других игроков в области науки — крупных вузов и РАН, содействуя оздоровлению научной среды в стране в целом. В способности проводить передовые научные исследования и давать образование высокого качества заключен стратегический потенциал страны как сильного игрока на международной арене, это непосредственным образом отражается и на ее престиже.
Чтобы университет стал одним из лидеров в мире, недостаточно приписать на вывеске «международный» или записать себя в верхние строчки самодельного рейтинга. Одна лишь закупка новейшего оборудования тоже не спасет. Для успеха в первую очередь необходимы идеи, а идеи генерируются людьми. Необходимы концентрация критической массы талантов и организация, позволяющая реализовать им свои проекты. Эти условия невыполнимы в рамках существующих бюрократических структур, поэтому необходим новый университет, обладающий мощной финансовой базой и гибкой автономной системой управления. Есть ли у нас денежные ресурсы? Эндаумент Массачусетского технологического университета в 2008 г. насчитывал около 10 млрд долларов [3], что сопоставимо с планируемыми затратами из федерального бюджета на подготовку к олимпиаде, составляющими примерно 8 млрд долларов. Неужели в стране, готовой потратить на развлечения такую сумму, не найдется сопоставимых средств на инвестиции в свое будущее?!
Михаил Бурцев
[1] Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года, Москва, Большой Кремлевский дворец, www.kremlin.ru/text/appears/2008/11/208749.shtml
[2] «Квота на сисадминов», «Ведомости», 20.05.2009, www.vedomosti.ru/newsline/index.shtml?2009/05/20/774552
[3] 2008 NACUBO Endowment Study, www.nacubo.org/documents/research/NES2008PublicTable-AllInstitutionsByFY08MarketValue.pdf