В человеческом социуме чрезвычайно живуч обычай «меряться пузом». И если какие-нибудь питекантропы не находили ничего лучше, как хвалиться величиной своих дубинок и крепостью черепа, то в менее людоедскую эпоху развлечения стали гораздо более рафинированными: тараканьи или поросячьи бега, марка джипа, длина ног красавицы-жены… Государства порой столь же азартны, как и их отдельные сограждане. «Покупкой» профессиональных футболистов-легионеров или изощренным допингом они даруют право разгоряченным зрелищем «пролам» выбежать на ночные улицы с гортанным выкриком «Россия, вперед!» и испугать тем самым поздних прохожих. Иногда, впрочем, некие светлые государственные головы озабочиваются еще и тем, чтобы вложить государственный капитал во что-то более достойное, чем пируэты гимнасток и трели участников «Евровидения». Появляется Мечта о Великих Научных Свершениях.
Конечно, всё такое хочется делать с минимумом издержек и максимумом отдачи. Ведь всему миру памятна удача с запуском «конверсионных» королёвских ракет Р-7 (легендарных «семерок»), которые вывели в космос первый спутник и первого человека. Вряд ли сейчас может быть столь же памятно какое-либо спортивное достижение тех лет. Забылись и бесчисленные «стройки социализма», а от имен Королёва и Гагарина светло до сих пор — это такой предмет для всеобщей гордости, его никак у наших людей уже не отнимешь. Потому что это — настоящее. Уязвленная пониманием факта «настоящности» гордость американцев не только подвигла их на свои подвиги — за немыслимые деньги доставила первого астронавта на Луну (этому событию через месяц исполняется ровно 40 лет), — но и движет этой страной до сих пор. За это тоже нужно сказать спасибо Королёву.
Не верьте тому, кто скажет, что у страны сейчас нет лишних денег. Они, как правило, всегда находятся — и на ведение отнюдь не победоносных войн, и на строительство объектов к зимней олимпиаде две тысячи …надцатого года. Если на сооружение в субтропиках сразу множества грандиозных зимних комплексов, вредящих экологии курорта и обреченных в дальнейшем радовать лишь глаз элиты, у страны деньги нашлись, если нашлись они для наномегапроектов, то и на нечто настоящее, что не протухнет за несколько лет, а будет служить предметом гордости потомков, деньги должны отыскаться.
Вот наши лидеры обижаются, что российские университеты по международным рейтингам влачатся где-то в конце списка. Решено даже создавать свои собственные «правильные» рейтинги, однако от таких «побед» почему-то не чувствуется должного удовлетворения. А есть предложение перестать, наконец, искать собственные, доморощенные пути — как всех быстро «догнать и перегнать», а обратиться, наконец, к международному опыту — с их системой экспертиз, международной интеграцией в области значимых научных проектов, перемещением научных кадров и т.п. Ведь имеется множество примеров успешного решения проблем, стоящих перед той или иной национальной наукой. Эти проблемы решались в прошлом, решаются они и сейчас. И одним из способов решения проблем (успешно опробованных, кстати говоря, в свое время и Россией) является создание передовых учебных заведений. Если денег на это благое дело не даст государство, их может дать частный капитал, тот, что искренне заинтересован в возрождении России, а не в покупке яхт и футбольных клубов…
У студентов и школьников заканчивается жаркая пора экзаменов. Университетам и аспирантуре как ключевым факторам подготовки будущих специалистов посвящен наш номер.