Национальной науки нет, как нет национальной таблицы умножения» — с этих слов А.П. Чехова [1], занесенных в записную книжку писателем более 100 лет назад, начала свое выступление на регулярном семинаре ИСИЭЗ ГУ-ВШЭ [2] серии «Научно-техническая и инновационная политика», состоявшемся 16 июня 2009 г., доктор Рут Дэвид — член Президентского совета по национальной безопасности США, президент независимого некоммерческого исследовательского института ANSER.
Выступление д-ра Дэвид под ярким названием «Научно-технологичные предприятия и их место на карте мира» (Mapping the Global Science and Technology Enterprise) было посвящено глобальным тенденциям и темпам развития науки, ключевым индикаторам, характеризующим ее состояние и развитие, а также лидерству в области научно-технологического и инновационного развития.
Современная наука является глобальной во всех смыслах этого слова. Развитие информационных технологий и особенно Интернета открыло невероятные возможности для поиска и обмена информаций, публикации и представления результатов научных исследований и проектов. Большинство научных статей доступны online, ведущие ученые имеют персональные страницы и виртуальные рабочие пространства, функционируют социальные сети и виртуальные лаборатории, благодаря которым возможен обмен информацией с коллегами из других стран, — это способствует не только развитию и распространению знаний, но и усиливает международную кооперацию в области науки и технологии. Стоит отметить, что все данные, которые использовала в анализе и презентации д-р Дэвид, также находятся в открытом доступе во всемирной Сети.
Первой тенденцией, на которую следует обратить внимание, стало увеличение численности и характер распределения людей с высшим образованием по странам мира (см. рис. 1). Все более заметно присутствие на карт-структуре «образовательной» карты мира технологически развитых стран ЮВА, прежде всего Китая и Индии.
Аналогичным образом увеличиваются и численность, и структура распределения исследователей. С 1995 по 2005 год прирост численности исследователей в странах ОЭСР составил более 50%, а в странах, не входящих в ОЭСР, вообще увеличился в два раза. В России, напротив, за тот же срок численность исследователей сократилась на 24%.
Несмотря на то, что лидерство по объемам инвестиций в развитие фундаментальных исследований принадлежит Швейцарии, Израилю, Франции, США и Дании, все более значительная часть расходов на исследования и разработки приходится на страны Азии. Уже в 2002 г. она обеспечивала более 30% мировых затрат на исследования и разработки. Для сравнения, доля США составляла 36%, Европы — 28%, а страны Южной Америки, Океании и Африки в сумме не превышали 5% мировых затрат на исследования и разработки. Наконец, число заявок иностранного происхождения в Патентное бюро США (USPTO) в 2008 г. впервые превысило 50%.
Все это позволяет говорить о том, что наука постепенно перемещается в страны Третьего мира. По словам Рут Дэвид, подобное положение дел объясняется высоким уровнем мобильности интеллектуального капитала, который гибко реагирует на появляющиеся в мире возможности. Хотя и наблюдается перераспределение интеллектуальных ресурсов и рост концентрации научных кадров в странах Азии, значимость «старых» центров роста знания сохраняется. В частности, США продолжают получать выгоду от «импорта умов»: более половины населения, имеющего ученую степень и занятого в области инженерных и технических наук, родилось за пределами США. В то же время приток ассигнований на науку со стороны внешних, неамериканских компаний превышает объемы финансирования науки американскими фирмами за пределами США.
Финансовые потоки могут служить своего рода компасом указывающим направления развития науки и идентификации центров научно-технологического роста. Особенно это видно на примере движения венчурного капитала, который следует за передвижением исследований и разработок и в условиях кризиса остается одним из немногих индикаторов, позволяющих спрогнозировать направления будущих исследований.
В связи с кризисом все большую роль в финансировании науки венчурные капиталисты видят в государстве и национальных правительствах, антикризисные программы которых предполагают инвестиции в науку и инновации, признанные основными источниками экономического роста (см. рис. 2), роль которых в условиях кризиса только возрастает. Лидерство снова за странами Азии, а также Южной Америки (прежде всего за Бразилией).
Принимая во внимание, что наука не гарантирует новых изобретений, а изобретения не гарантируют появления инноваций, значение имеет не объем финансирования, но его результативность. Наиболее привлекательными направлениями инвестиций, по оценкам экспертов в области венчурного финансирования, будут так называемые «чистые технологии», медицинское оборудование и биофармацевтика, а также новые медиатехнологии. Среди аутсайдеров такие направления, как телекоммуникация, полупроводники и электроника.
По мнению Рут Дэвид, особого внимания заслуживают так называемые «чистые технологии», направленные на снижение энергопотребления, нагрузки на биосферу, поддержку экологии и т.д. Примерами таких технологий может случить проект Масдар-сити в Абу-Даби (город в пустыне с замкнутой экосистемой, рассчитанный на 50 тыс. человек.), а также акция Международной транспортной ассоциации, направленная на снижение авиаперевозчиками выброса СО2 в атмосферу.
В заключение своего доклада д-р Дэвид отметила, что для стран, заинтересованных в развитии инноваций, наиболее важно создать «дружественную атмосферу». По мнению экспертов в области венчурного финансировании, этому более всего способствует снижение налогового бремени для предпринимательского сектора и венчурных компаний, государственная поддержка предпринимательской активности и лучшие условия доступа к частному капиталу. В конечном счете выигрывает тот, кто открыт изменениям.
Константин Фурсов
Примечания:
А.П.Чехов. Полное собрание сочинений, 1987, т. 17. (Записн. кн.) «Национальной науки нет, как нет национальной таблицы умножения; что же национально, то уже не наука» (с. 37).
Институт статистических исследований и экономики знаний Государственного университета — Высшей школы экономики (ИСИЭЗ ГУ-ВШЭ) создан в 2002 г. для проведения научных исследований по проблемам статистики, социально-экономического развития в сфере науки и инноваций, образования и подготовки кадров, информационных и телекоммуникационных технологий. Подробнее см.: http://issek.hse.ru