В американских СМИ интенсивно обсуждается кандидатура на пост главы Национальных институтов здравоохранения (National Institutes of Health), основной правительственной организации, финансирующей и регулирующей биомедицинские исследования в США. Директор, конечно, не решает ничего единолично, но его ценности и видение науки и медицины могут существенно повлиять на поддержку тех или иных направлений исследований в сфере биомедицины.
Фрэнсис Коллинз, предложенный Б.Обамой на пост директора, является выдающимся ученым и отличным администратором. С 1993 г. он руководил Национальным институтом по исследованиям генома человека, разработал один из эффективных методов нахождения определенных генов, так называемое позиционное клонирование (positional cloning). Его исследовательская группа использовала этот метод для обнаружения генов, связанных с различными болезнями.
Однако помимо научных и администраторских достижений Коллинз также известен как вновь обращенный христианин. И именно эта сторона личности Коллинза вызывает противоречивое отношение к нему. Каков будет его подход к управлению системой научных учреждений? Как повлияют порой несовместимые религиозные и научные ценности на процессы принятия решений? В свете недавнего всплеска религиозных течений, в частности креационизма в США, а также в свете бурных темпов внедрения, православия в России вопросы эти далеко не праздные.
Фрэнсис Коллинз осознанно принял евангелическое учение, делающее упор на личную веру и авторитет Библии. В 2006 г. он издал книгу «Язык Бога: ученый об основаниях для веры» [1], где вводится понятие биологоса как разновидности теистического мироустройства. Согласно такому устройству, бог является создателем Вселенной и механизма эволюции, но, единожды создавшись, Вселенная развивается согласно научным законам. Уникальность человека при этом рассматривается как свидетельство божественного вмешательства.
Коллинз утверждает, что бог и божественный замысел являются идеальным объяснением всего, что наука объяснить не может. А бог сам по себе не нуждается в объяснении, потому что он вне нашего существования. Таким образом, наука якобы примиряется с религией. И некоторые комментаторы утверждают, что это прекрасный пример того, как вера и наука могут сосуществовать. Могут ли? Сосуществование это может иметь (и имеет) серьезные последствия. Например, под видом религиозности можно продвигать схемы личного обогащения, как в случае с саентологией. Или под видом научности можно пропагандировать религию, как в случае с учением о разумном замысле (intelligent design).
По данным недавнего опроса ученых в США (http://people-press.org/report/?pageid=1549), 33% сказали, что верят в бога, и еще 18% – в универсальный дух или высшую силу. С одной стороны, это их право и личное дело. С другой – правом на свободу выбора и самовыражения маскируется несовместимость норм религии и норм науки, а также возможная подмена одних другими. Если ученый занимает высокий ответственный пост, где решаются судьбы науки, его или ее личная вера и религиозные ценности могут стать препятствием для развития целых научных направлений. Если Фрэнсис Коллинз верит, что бог является создателем механизма эволюции, попытки доказать обратное могут встретить вполне понятное сопротивление. Даже если он является человеком высоких принципов, не позволяющим личным убеждениям влиять на работу, его публичная религиозность влияет на него самого и на окружающих. Открытая твердая позиция, что бог дал человеку волю и бессмертную душу, слишком сильна, чтобы не влиять на все остальное.
Так может ли религиозный человек управлять наукой? На мой взгляд, в ситуации нынешних попыток представить науку и религию как две системы познания – вряд ли. Религия – это не способ познания, а способ борьбы с неизведанным, с неопределенностью. Каждый из нас ищет и находит свои способы справляться с ситуациями, когда слишком многое неизвестно и требуются надежда, сострадание, сила духа, вера в будущее. И многие обращаются к религии. Но делать вид, как Фрэнсис Коллинз, что наука и религия могут конкурировать или сотрудничать в объяснении происхождения мира, жизни и общества, очень опасно. Это откат в прошлое. Этап религиозного объяснения мира уже давно пройден, ему на смену пришли разум, просвещение и рациональность. И именно они нужны в управлении наукой, а также другими сферами человеческой деятельности.
Инна Купер,
к.социол.н., докторант
Университета штата
Индиана
1. Подробнее см. http://en.wikipedia.org/wiki/The_Language_of_God:_A_ Scientist_Presents_Evidence_for_ Belief