Антониев монастырь: творение эмигранта

Собор Рождества Богородицы. Современный вид.
Собор Рождества Богородицы. Современный вид.

Новгород Великий удивительно гармонично организован. В самом центре города друг напротив друга стоят два величественных храма, о которых мы уже писали: на Софийской стороне – Софийский собор (ТрВ №33), а напротив – Николо-Дворищенский собор (ТрВ №37). Края же города, вверх и вниз по течению Волхова, обрамлены двумя монастырями с мощными трехглавыми соборами, построенными в одно время с Никольским храмом. Об одном – Юрьевом – разговор впереди, а о том, который ниже по течению, речь пойдет сейчас.

Зарубежные связи XII века

По сообщению позднейших летописей, этот монастырь основан в 1106 г. Антонием Римлянином, «Житие» которого сообщает удивительные вещи.

Антоний, звавшийся Андреем, якобы приплыл в Новгород на камне, за двое суток совершив чудесное путешествие вокруг Европы. Сбежал из Рима от преследований приверженцев «истинной веры» (византийского толка) католиками. Выбросило его на берег Волхова, где гонимый монах очнулся под звуки колокола, созывающего верующих на богослужение в честь Рождества Богородицы. Ну, в общем, избавили будущего святого от раздумий на тему, где монастырь заложить и какое посвящение ему дать. Кстати, камень этот и сейчас лежит на паперти собора Рождества Богородицы; правда, совершенно не известно, где этот камень плавал 400 лет, его только в середине XVI в. «обнаружил» один из игуменов монастыря.

Преподобный Антоний. Икона XVII в.
Преподобный Антоний. Икона XVII в.

Отплывая из Рима, святой запустил в море бочку со своими сокровищами, которая исправно добралась до Новгорода, где ее выловили рыбаки и, что самое интересное, честно отдали находку хозяину. На эти деньги и построили храм.

Интересно, что сам Антоний Римлянин – вполне реальная личность. Существует два автографа святого – духовная и купчая, причем современная наука склоняется к тому, что духовная Антония – подлинник и написана до 1131 г.; купчая – тоже подлинник, но написана в 1354-1357 гг. и отнесена к Антонию по заблуждению, связанному с тем, что обе грамоты в XVI в. объединили в единый конволют.

Судьба реального Антония не менее интересна. Его благословил на создание монастыря епископ Никита, умерший в 1109 г., а рукоположил в игумены владыка Нифонт, пришедший на новгородскую кафедру из Киева в 1131 г. Более 20 лет Антония не поставляли в игумены созданного им монастыря, поскольку новгородский владыка, пришедший на кафедру после Никиты, один из самых загадочных церковных деятелей Новгорода Иоанн Попьян, был против. И, самое удивительное, это совсем не помешало Антонию выстроить большой храм (на что требовались немалые деньги – бочка-то с сокровищами, напомним, существовала только в легендах), расписать его, затем построить трапезную церковь и вести активную монастырскую жизнь. Только после смерти Иоанна Попьяна, который активно проводил политику автономности Новгорода от Киева, Антоний официально стал игуменом. Как полагают современные историки, Антоний был одним из «внутренних миссионеров» Киево-Печерской лавры, которая старалась поддерживать контроль Киева над Новгородом. Отсюда и деньги. Отсюда и поспешное рукоположение, ставшее одним из первых деяний выходца из Киева – Нифонта. Впрочем, историки не отказывают Антонию в иноземстве. Как полагают, он был родом из итальянской Калабрии, населенной греками и относившейся в XI-XII вв. к Византийской империи, за что и получил прозвище Римлянин.

Два этапа строительства

Собор Антониева монастыря. 1-й этап строительства. Реконструкция Г.М.Штендера
Собор Антониева монастыря. 1-й этап строительства. Реконструкция Г.М.Штендера

Сам храм тоже необычен. Несмотря на то, что, судя по всему, его строили те же мастера, что и Благовещенский, и Никольский соборы (ТрВ № 37), мастера, присланные Мстиславу его отцом Владимиром Мономахом, храм строили по-иному. Недавние исследования показали, что сначала (в 1117-1119 гг.) построили четырехстолпный храм, а потом, практически сразу после завершения работ (1119-1125), пристроили еще и нартекс (от греческого «ларчик» – западная часть храма, где во время литургии могут находиться не православные люди). Нартекс содержал в себе с северо-запада круглую лестничную башню, которую венчала тяжелая глава, для симметрии уравновешивающая юго-западной третьей главой. Собор Антониева монастыря чуть поменьше первых двух построек эпохи Мстислава: 19,2х12,7 м.

В алтарной части храма расчищены фрагменты фресок, созданных в 1125 г. Фигуры изображены в сложных поворотах, очень реалистично. К слову, сохранившиеся фрески изуродованы по повелению монастырского руководства: когда фрески потускнели, их заштукатурили, предварительно вырубив прямо по живописи насечки – чтобы держались лучше. А что до художественных качеств – так Церковь никогда особо над произведениями искусства не тряслась.

Собор Антониева монастыря. 2-й этап строительства. Реконструкция Г.М.Штендера
Собор Антониева монастыря. 2-й этап строительства. Реконструкция Г.М.Штендера

Сохранилось довольно много икон из собора Рождества Богородицы. Они отреставрированы, наиболее интересные можно увидеть в экспозиции Новгородского музея.

В 1944 г., при проведении работ по укреплению древней штукатурки, в башне собора была открыта уникальная cветская роспись XII в. (напомним, что и в одном из древнейших храмов на Руси, в Софии Киевской, светские фрески тоже расположены в лестничных башнях, ведущих на хоры – место молитвы VIP-верующих). Стенопись исполнена красно-коричневой охрой без каких-либо теней и нанесена на розовато-кремовую, хорошо отполированную поверхность. В Антониевском соборе рисунки расположены достаточно бессистемно, и трудно понять, что задумано автором в целом, и задумано ли. Где-то лев изображен, где-то – существо, похожее на китовраса (кентавра). В любом случае эти рисунки представляют исключительный интерес: ведь именно в башне, в одной из ниш-келий, сделанных прямо в стене, провел свои последние годы сам Антоний.

Реликвии и история

В западном притворе храма рядом с легендарным камнем Антония экспонируется 10 колоколов Софийской звонницы (XVI-XIX вв.), недавно возвращенных в Новгород. Рака Антония тоже здесь, общерусской святыней останки игумена-эмигранта стали в 1597 г., а вот самих мощей в раке нет. Они исчезли после революции. Зато сохранилась надгробная деревянная скульптура Антония, исполненная в 1573 г. резчиком Евтропием Стефановым. Она сейчас хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Монастырь горел и отстраивался заново; в 1570 г., в ходе опричнины, погибли настоятель Геласий и все монахи, в 1611 г. его разорили шведы.

В 1740 г. в Антониевом монастыре была учреждена Духовная семинария – одно из самых старых учебных заведений Российской империи. Из его стен вышли святой Тихон Задонский (строил храмы в Воронеже), архимандрит Фотий.

После революции были закрыты и монастырь, и семинария. Сегодня здесь находится одно из отделений Университета Ярослава Мудрого.

Сейчас монастырский комплекс включает помимо Рождественского собора с его поздними пристройками монастырскую стену с проездными арками, Настоятельский и Казначейский корпуса (XVII– XIX вв.), церковь Сретения с трапезной (XVI в.). Во дворе монастыря играют в футбол студенты.

А вот Юрьев монастырь, «парный» Антониеву, функционирует и по сей день. О нем – наш следующий рассказ.

Алексей Паевский

Литература:

В.Д.Сарабьянов. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. М., 2002.

В.Н. Топоров. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. II. М., 1998. С. 17-45.

В.Л.Янин. Новгородские акты XII-XV вв. Хронологический комментарий. М., 1991.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: