С 3 по 6 сентября 2009 г. в Торонто (Канада) проходила ежегодная, 105-я по счету конференция Американской ассоциации политических наук (APSA, www.apsanet.org ). Впервые этот научный форум проходил за пределами США. По сообщениям организаторов, в нем приняли участие 6200 исследователей. Декан факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Владимир Гельман прокомментировал в своем Живом журнале ( grey-dolphin.livejournal.com/283494.html ) это событие. Публикуется с согласия автора.
Секцию Authoritarian Regime Building and Breakdown in Post-Soviet Eurasia, которую я организовал, можно было бы смело озаглавить названием известного фильма — The Good, the Bad, and the Ugly «Хороший, плохой, злой»).
На секции прозвучало три из первоначально заявленных четырех докладов: сперва выступил Генри Хэйл из университета Джорджа Вашингтона — про Украину как девиантный случай провала авторитарного строительства (the good), затем я — с докладом о субнациональном авторитаризме в России (the bad) (см. http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=1450269) и, наконец, Скотт Радниц из Вашингтонского университета в Сиэттле — про жизненные циклы авторитарных режимов в Центральной Азии и Азербайджане (the ugly). Лукан Вэй из университета Торонто замечательно выступил в роли дискутанта.
Для меня это был первый опыт организации подобной секции, оказавшийся успешным. Во время обсуждения в зале присутствовало 44 человека, причем не только специалисты по России/пост-СССР, но и компаративисты с более широкой специализацией. Дискуссия оказалась по-настоящему заинтересованной, довольно живой и активной, коллеги высказали о секции много хороших слов и в лицо, и заочно. Правда, как часто бывает при одновременном обсуждении нескольких докладов, моя работа вызвала куда меньше вопросов, замечаний и комментариев, чем доклады моих «подельников». Впрочем, мне не привыкать…
В целом же конференция несла на себе явный отпечаток кризиса. Все разговоры с коллегами из США, так или иначе, затрагивали темы сокращения зарплат и/или штатов в университетах. Близкие к завершению диссертаций аспиранты, обычно приезжающие на APSA для job interviews, бродили потерянными, не рассчитывая даже на неформальные разговоры с потенциальными работодателями. На прием для иностранных участников гостей пускали, только удостоверившись по их бейджику, что они действительно представляют учреждения за пределами США и Канады. Книжная выставка была менее масштабной, нежели три года назад в Филадельфии, а скидки для участников конференции — намного более скромными (впрочем, все равно APSA остается самой большой выставкой книг по политологии в мире).
Что же до академической составляющей, то я посетил несколько интересных секций и докладов и узнал для себя много нового. Хотя, как часто бывает, наиболее информативная часть конференции протекала в кулуарных дискуссиях и носила не только научный, но и светский характер: профессор В. купил новый дом, профессор Р. переходит в другой университет и переезжает в другой штат, ну а профессор Ф. во время летних каникул отпустил очень красивую бороду…