Премии для «физиков» и «лириков»

Пресс-конференция премии «Просветитель», состоявшаяся 29 сентября 2009 г., содержала сенсацию. Если раньше оргкомитет и члены жюри говорили о том, что книги-финалисты премии должны стать междисциплинарными событиями, выйти за пределы своих областей наук, быть понятными как физику, так и лирику, то теперь было решено разделить премию на две части: естественнонаучную и гуманитарную. Безусловно, это упростило задачу членам жюри, которые заочным голосованием выставили каждой книге оценку от 0 до 20 баллов. Шорт-листы были определены простым суммированием баллов.
 
Председатель жюри этого года, академик РАН Юрий Рыжов зачитал список из восьми финалистов. Как уже сообщал «ТрВ», в «естественнонаучный» короткий список вошли следующие книги:
 
— Дмитриев А. «Как понять сложные законы физики», Этерна, 2008;
 
— Дольник В. «Непослушное дитя биосфер», МЦНМО, 2009;
 
— Гиндикин С. «Рассказы о физиках и математиках», МЦНМО, 2006;
 
— Пономарев Л. «Под знаком кванта», Физматлит, 2007.
 
А «гуманитарный» короткий список оказался таким:
 
— «История России. ХХ век». Отв. ред. А. Зубов. АСТ, Астрель, 2009;
 
— Козлов Г. «Покушение на искусство», Слово/Slovo, 2009;
— Остальский А. «Нефть: сокровище и чудовище», Амфора, 2009;
 
— Янов А. «Россия и Европа. В трех книгах 1462-1921» в 3 тт., Новый Хронограф, 2008.
 
«Если бы большая часть страны прочла бы некоторые книжки или хотя бы некоторые мысли из этих книг, то, может быть, она поумнела», — заявил основатель Фонда «Династия» Дмитрий Зимин. — «На не очень радостном фоне нашей жизни есть радостные вести, что в последние годы появилось несколько великолепных, потрясающих книг, которые, наверное, каждый более-менее образованный человек должен прочитать. Есть очень хорошие книги, которые мы относим к области естественных наук, а есть книги, которые относятся к области гуманитарных. Среди последних — исторические книги, которые буквально вопят об уроках истории, сказанное в них должно служить для нас предостережением. Поэтому мы напряглись и решили, что нужно учредить две премии «Просветитель»: одну -за лучшую книгу в области естественных наук, а другую — в области гуманитарных».
 
Сопредседатель оргкомитета премии, издатель Александр Гаврилов подчеркнул, что все книги из коротких списков, вместе с книгами, изданными Фондом «Династия», в скором времени при поддержке Фонда «Пушкинская библиотека» отправятся в крупнейшие библиотеки страны. «Их уже вполне серьезно можно обсуждать с человеком, живущим в любом крупном городе России. Добраться до них может помешать только лень, и больше ничего».
 
В своем комментарии, Евгений Бунимович выразил сожаление, что в шорт-лист не вошла замечательная книга Ю.И. Манина «Математика как метафора». По его мнению, она, быть может, оказалась единственной книгой, попавшей в стык естественнонаучного и гуманитарного списков. «Никакими правилами нельзя достичь абсолютной справедливости. Книга Манина, на самом деле, получила очень высокие оценки жюри, но не вошла в короткий список, возможно, потому, что ее жанр — междисциплинарный». Он отметил, что самые интересные научно-популярные книги обычно пишутся на границе наук и, возможно, в будущем премия «Просветитель» снова будет определяться по единому списку.
 
На мой вопрос, почему лонг-лист премии оказался столь неровным, в нем оказались книги как очень достойные, так и те, которые изначально нельзя было назвать «событием»,что не могло не повлиять на окончательные итоги «Просветителя», сопредседатели оргкомитета заметили, что в длинный список вошли все те книги, которые удовлетворяли правилам конкурса. «У премии есть жесткие технические параметры, книги-номинанты должны быть в публичном доступе, должны освещать некоторые вопросы современной науки и трактовать их в доступной форме. Те книги, которые не были популярны, которые были явным образом ненаучны, те, что не были написаны на русском языке, -были отвергнуты. …Все остальное попало в длинный список», — пояснил А. Гаврилов. «У оргкомитета как у власти не может быть вкуса. Когда у власти появляется вкус и она начинает говорить о том, что такое хорошо и что такое плохо, то это — кранты. … Во всяком случае, жюри имело возможность дать жесткую оценку тому, что сделал оргкомитет», — сказал его коллега по оргкомитету Александр Архангельский.
 
В свою очередь члены жюри признали, что среди длинного списка было немало книг, которым они поставили нули и единицы. Ю. Рыжов отметил, что мой упрек, возможно, имеет основания. «Я поставил одной из книг нуль, но подумал, а вдруг подумают, что я забыл поставить больше, и поставил единицу». По мнению ведущего научного сотрудника ФИАН, доктора физико-математических наук, переводчика Алексея Семихатова, поставившего несколько нулей, у него даже и мысли не было упрекать в чем-то оргкомитет: «Какую бы выборку вы ни делали, рядом с хорошими и отличными вещами будут самые разные. И альтернативный механизм -выбирать только шедевры — не работает. Должны происходить флуктуации, без них жизнь замирает. Шорт-листы были сложением мнений очень разных людей с очень разным опытом, с очень разным восприятием и образованием, с разным всем на свете».
 
Двух победителей премии в «физической» и «лирической» категориях назовут 18 ноября 2009 г. А. Семихатов предвкушает жаркие дискуссии для определения «Просветителей»-2009, потому что на финальном этапе чисто арифметический способ оценки окажется недостаточным. «Все восемь книг одинаково сильные. Есть замечательные книги, которые вполне профессионально, хорошо и полезно рассказывают о своем предмете, а есть просто удивительные, — отметил Е. Бунимович. — Я надеюсь, что удивительные эту премию и получат».
 
Наталия Демина
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: