![46N-22](http://trv-science.ru/uploads/46N-22.jpg)
В прошлом выпуске ТрВ мы поговорили о храме, который построил человек, считающийся основателем Москвы, — Юрий Долгорукий. Сегодня же мы расскажем о главном, пожалуй, архитектурном шедевре его сына — владимирского князя Андрея Юрьича, прозванного Боголюбским.
Если ехать по Горьковскому шоссе в направлении Нижнего Новгорода, то сразу же за Владимиром, когда окружная снова выскочит на шоссе, вы проедете село Боголюбово, которое хорошо заметно по огромным синим куполам Боголюбовского монастыря. Когда-то здесь была резиденция сбежавшего от отца князя Андрея. Сейчас от этого дворца сохранилась только маленькая часть — непонятная пристройка к Рождественской церкви. Это лестничная башня самого дворца князя Андрея и переход в несохранившуюся древнюю церковь.
В 1155 г. Андрей вместе со своим двором «втихаря» удрал из княжеского села Вышгород под Киевом и направился во Владимир. Причем просто так будущий святой уехать не мог. Андрей забрал с собой икону Богородицы, которую якобы написал евангелист Лука (впрочем, датируется она XII в.). Теперь мы ее знаем как Богоматерь Владимирскую.
По широко растиражированной легенде, кони, которые везли икону, встали и не пошли дальше. Ну, якобы так Бог велит. Бог оказался не дурак и велел коням с иконой остановиться в стратегическом месте, на холме, под которым река Нерль впадала в реку Клязьму. Местечко Боголюбово (так его назвали) стало контролем над водным путем из Ростова и Суздаля. Андрей, разумеется, Бога послушался и выстроил здесь уникальный замок, каменная часть которого состояла из Рождественского храма, обитого золотом, переходов, лестничных башен, шатра-кивория и дворца. Дворец погиб едва ли не сразу же после убийства князя боярами в 1174 г., а собор мог бы дойти до нашего времени, но идиот-игумен Аристарх в 1722 г. решил, что окна недостаточно светлые и надо бы в стенах проломить окна побольше. В итоге храм просто рухнул: сопромата игумен не учил. Еще через 50 лет другой игумен того же монастыря чуть было не погубил другой шедевр, но об этом чуть попозже.
![46N-23](http://trv-science.ru/uploads/46N-23.jpg)
Строили замок Боголюбского нерусские мастера. Это тоже очень интересно. Дело в том, что прислал Андрею руководителя артели другой весьма неординарный монарх — Фридрих Барбаросса. А согласно летописи, строительную артель составляли «из всех земель» мастера. И этот интернационал возвел два шедевра, от одного из них дошли до нас жалкие остатки, а второй сохранился почти целиком.
В километре с небольшим от Боголюбова стоит памятник, широко известный по всему миру, — храм-мемориал в память об умершем в 1165 г. сыне Боголюбского — Изяславе, храм-памятник в честь победы Боголюбского над булгарами в 1164 г. (на этой войне сын Андрея и получил раны, от которых умер). Речь идет о знаменитом храме Покрова на Нерли. Сейчас считается, что это — самый совершенный памятник древнерусской архитектуры, однако исследования Николая Воронина показали, что, на самом-то деле, это изящное здание выглядело совсем иначе. То, что глава была шлемовидной, а не луковичной, понятно всем, знакомым с древнерусской архитектурой. Луковичную главу поставили только в начале XIX в. Однако оказалось, что в древности храм окружали на половину высоты галереи, а сама церковь стоит на искусственном холме. В те времена весной уровень воды здесь повышался на 3,5 м. Так что пришлось специально повышать рельеф, а фундаменты церкви опускать на глубину 5,3 м! Стены холма были облицованы белым камнем, а к воде спускалась лестница. Насколько изменяется вид привычной стройной, хрупкой церкви! Перед нами не романтичная постройка, а парадный храм, ослепляющих всех плывущих по Нерлю своим величием.
![46N-24](http://trv-science.ru/uploads/46N-24.jpg)
И вот этот-то «дважды шедевр» (и то, что было, и то, что получилось — безусловно жемчужины мировой архитектуры) спасла от разрушения только жадность одних людей и скупость других.
В 1784 г. игумен Боголюбского монастыря решил выстроить себе в монастыре новую колокольню. Дело хорошее, но камень ведь денег стоит. И решило духовное начальство, что не будет покупать камень, а разберет на стройматериалы Покров на Нерли. Ну а что — Рождественский храм уже поломали, чего мелочиться. Зато колокольня будет хорошая — большая. И все бы хорошо, но та сумма, которую решили выдать на слом, показалась слишком маленькой подрядчику. Сейчас вам, конечно, могут изложить другую версию: скромно умалчивая о том, кто заказал снос храма, расскажут о чуде: якобы мастеру, пришедшему разбирать храм, попала в глаз золотая соринка с купола (тогда он был золоченым), ну, и мастер, разумеется, отказался от кощунственного замысла.
![46N-25](http://trv-science.ru/uploads/46N-25.jpg)
Похоже, век спустя Церковь решила отомстить церкви за живучесть. В XIX в. опять же местное духовное начальство решило переделать здание. Пока центральные органы по надзору хватились, древнюю роспись успели сбить всю — и посбивали часть наружной белокаменной скульптуры. Да, Покров на Нерли — это первый дошедший до нас случай украшения фасадов русских храмов полноценной скульптурой. То ли это влияние романского зодчего, то ли связи Боголюбского с Грузией сказались: на соборе Свети-Цховели в древней грузинской столице Мцхете можно увидеть очень похожую фасадную резьбу.
![46N-26](http://trv-science.ru/uploads/46N-26.jpg)
Алексей Паевский
Фото автора
Литература:
Н.Н. Воронин. Зодчество Северо-Восточной Руси, т.1. М; 1960.
П.А. Раппопорт. Русская архитектура X-XIII вв. Каталог памятников. Л., 1982. № 82-83.
С.А. Шаров-Делоне. Люди и камни Северо-Восточной Руси. XII век. М., 2007.
Чрезвычайно печально видеть статью о ЖРАМЕ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ в разделе «история» такое неуважительное отношение к БОГУ,ПРИЗЫВАЮЩЕМУ К ИСПОЛНЕНИИ ЗАПОВЕДЕЙ ЕГО КО ЛЮБВИ К ЛЮДЯМ И КО ВСЕМУ ,ЧТО НАС ОКРУЖАЕТ,КО ТВОРЕНИЮ БЛАГИХ ДЕЛ.ИСКРЕННЕ ЖАЛЬ автора (алексия паевского( статьи ,который своим пренебрежением ,неуважением,злыми усмешками и подковырками ко СВЯТЫМ И ЛЮБИМЫМ НАШИМ РУССКИМ ПРАВОСЛАВНЫМ НАРОДОМ М ПРЕДКАМИ НАШИМИ уже записал в книгу своей хизни быть дураком.СПАСИ ЕГО ГОСПОДИ ,ибо не ведает что творит(