Кто был в Новгороде, тот знает, что там изначально существовало (и существует) разделение города на принципиально разные части: Софийскую, с храмом св.Софии и Детинцем, — и Торговую. Сейчас от кремля к Торгу перекинут пешеходный мостик, и всего за несколько минут можно пройти от Софии до места, которое носит два названия — Ярославово дворище (по месту некогда существовавшей здесь княжеской резиденции) и Торг. Здесь было основное место торговли, здесь была вечевая площадь, здесь же был центр деловой и светской жизни Великого Новгорода.
Разумеется, здесь стоят и храмы. И при этом, если в Детинце сейчас сохранилось всего три церкви, причем древняя только София, то на Торгу по-прежнему высится семь храмов. Про один из них — Николо-Дворищенский мы уже писали. Это — второе по древности сохранившееся здание Новгорода (1113). Еще одно домонгольское здание — церковь Параскевы Пятницы очень необычной для вольного города архитектуры.
Оклад святой Параскевы
Интереснее всего то, что в Новгороде, и особенно на Торгу, храмы несли, так сказать, двойное назначение. Первое, разумеется, ритуальное (а заодно и что-то вроде дома культуры — место встречи членов той или иной территориально-социальной группы). Второе же — складское. Именно в подклетях каменных церквей купцы «арендовали» места для хранения самых ценных товаров и денег. Потому что при пожаре в деревянном городе единственное, что оставалось целым, — это каменные храмы.
Этот храм, как и многие другие, строился купцами. Впервые Пятницкую церковь построили еще в 1152 г. «заморские купцы» (те самые «заморские гости», которые упомянуты в соответствующей арии). Кстати, это как раз не иностранные купцы, а купцы, торгующие с заграницей. Внешторг новгородский. В 1152 г. храм построили деревянный. Он, разумеется, сгорел — через четыре десятилетия. Выстроили новый — снова сгорел. И вот в 1207 г. «заморские гости» снова строят храм — на сей раз в камне. Крестообразность плана, мощные пучковые пилястры и плинфа в качестве строительного материала говорят о том, что строили его приглашенные мастера, причем, скорее всего — смоленские. Именно в этом городе впервые возникли подобные изумительно красивые постройки. Потом такие храмы строили в Чернигове, в Овруче (это только сохранившиеся), — но в Новгороде подобный тип построек не прижился.
Задача для реставраторов
Века идут, и здание время от времени требует ремонта. Несколько раз (в XIV и в XVII вв.) храм сильно перестраивали. Как и все новгородские храмы, Параскева пострадала в Великую Отечественную. Как и всем храмам, требовалась реставрация. И восстановление Параскевы стало, пожалуй, одной из самых сложных задач для реставраторов за всю историю. Дело в том, что обследовавший храм выдающийся реставратор и архитектор Григорий Штендер нашел на памятнике следы как минимум 15 перестроек! И как быть с ними? Восстановить храм на момент 1207 г. и уничтожить следы архитектуры другого времени, не менее важные для истории архитектуры?
В итоге ученые приняли решение укрепить памятник и восстановить его, сохранив основные перестройки. А чтобы получилось нагляднее, разные эпохи в истории здания обработали по-разному: 1207 год оставили неотштукатуренным, проявив структуру плинфы. XIV век отштукатурили и покрыли серой замазкой, как тогда было принято, а фрагменты XVII в. (барабан и главу) побелили, как было принято.
Сейчас Параскева вошла во все учебники по реставрации. Впрочем, читать их не обязательно: достаточно перейти мост, соединяющий Софийскую сторону и Торговую.
Алексей Паевский