На днях столичный градоначальник лично осмотрел находящееся на реконструкции старое здание Большого театра и по окончании осмотра открыл москвичам страшную тайну: под Большим театром, в трубе, по которой течет река Неглинка, живут огромные белые тараканы.
Неужели это правда? Что под Большим театром живут тараканы — наверняка правда. Но они, скорее всего, не десятисантиметровые, а в два-три раза меньше (если не считать усов). Скорее всего, тараканы, которых видел под Большим театром Лужков, относятся к виду Periplaneta americana. Они происходят из Северной Америки, но давно расселились по всему свету и обитают теперь во многих городах мира, особенно в канализациях и влажных подвалах, если там достаточно тепло. Эти тараканы действительно умеют плавать и без труда перебираются через водные преграды (полезный навык для жизни в канализации!). Они часто живут в местах, где темно, но обычно не беленькие, а грязно-рыжие. Однако сразу после линьки они, как и многие другие тараканы, становятся почти белыми и постепенно темнеют по мере затвердения новых покровов. Возможно, наш мэр увидел вблизи как раз такого свежеперелинявшего таракана и решил, что другие тоже беленькие. Не удивительно, что ему не удалось потрогать их руками: перипланеты умеют очень быстро бегать — со скоростью больше 5 км/ч, неплохо прыгают, а иногда и летают.
Кроме Periplaneta americana в Москве постоянно живут популяции нескольких других видов тараканов. Самые обычные из них — рыжие тараканы, или прусаки (Blat-tella germanica). Именно они обычно и встречаются в наших городских квартирах. В отличие от пери-планет, прусаки неспособны к настоящему полету, но пользуются крыльями для планирования, когда спрыгивают откуда-нибудь вниз. Они тоже умеют быстро бегать (это хорошо известно всем, кто с ними сталкивался), но не так быстро, как перипланеты.
В XIX веке самыми обычными тараканами в России были черные (Blatta orientalis), намного более крупные и медлительные, чем прусаки. Именно их боялась бабушка Алеши Пешкова (а когда Цыганок запрягал их в нитяную упряжь, это была четверка вороных, а не каурых). Но рыжие тараканы неприхотливее и быстрее размножаются, и они постепенно вытеснили черных, которые стали у нас редкостью. Говорят, что в Москве черные тараканы особенно долго держались в сталинских высотках. Возможно, в каких-то из высоток они живут и по сей день. Но за три года жизни в Главном здании МГУ (1999-2002) мне ни разу не довелось увидеть там черного таракана. В южных районах нашей страны этот вид встречается чаще, чем в северных.
Юрий Лужков о подземельях под Большим театром:
— Единственное, что там является страшным (как некоторые говорили, там черепа и так далее) — там живут и благоденствуют крупные тараканы. Тараканы, которых мы в бытовой в нашей жизни даже и не могли себе представить. Сантиметров под десять! Вот. Они беленькие, потому что там темно, и не хотят, чтобы их человек трогал руками: я пробовал это, они сразу прыгают в воду (они пловцы хорошие) и дальше выползают где-то ниже.
Кроме этих наиболее обычных видов в отапливаемых помещениях на территории России постоянно живут еще четыре вида тараканов (два из которых тоже относятся к роду Periplaneta, как и P. americana), но встречаются они реже, чем три вышеперечисленных вида.
Некоторые виды тараканов люди содержат в неволе — как домашних питомцев, на корм птицам или рептилиям или в качестве лабораторных объектов. Эти тараканы иногда сбегают от своих хозяев, но как правило не образуют самоподдерживающихся популяций и вскоре погибают, поэтому увидеть их можно редко и обычно поодиночке.
Чужеземные виды тараканов иногда попадают в Россию вместе с разнообразными экспортируемыми товарами. Но и они обычно не приживаются на новом месте и вскоре погибают, поэтому встретить их сложнее, чем постоянно живущие у нас виды.
Тараканов можно найти не только там, где живут люди, но и в природе. В наших лесах и парках обитают два вида тараканов, жизнь которых напрямую не связана с человеком. Эти виды относятся к роду Ectobius и к тому же семейству, что и прусаки. Самки этих тараканов не летают, но взрослые самцы летают, и довольно неплохо.
В последние годы тараканов в наших городах стало меньше. Некоторую роль в этом наверняка сыграли новые методы ремонта, благодаря которым в квартирах осталось меньше щелей и других укромных мест, но прежде всего это, по-видимому, результат многолетней борьбы людей с тараканами с применением ядов. Используемые сегодня яды намного эффективнее, чем дихлофос и другие старомодные средства. Особенно хорошо работают ловушки, в которые тараканов приманивает запах пищи или феромонов — выделяемых тараканами пахучих веществ, с помощью которых они привлекают особей противоположного пола и находят скопления своих собратьев (такой феромон содержится у них в экскрементах, в связи с чем тараканы часто собираются в одних и тех же местах). В некоторых ловушках для тараканов нет яда, а есть только липкая поверхность, в других используются различные яды, которые проникают в организм таракана вместе с пищей или сквозь покровы. Отравленный таракан покидает ловушку, и яд, которым он вымазан, попадает на других тараканов, и они тоже гибнут. Рыжие тараканы нередко питаются трупами своих собратьев, поэтому отравленные мертвые тараканы тоже могут быть источником яда.
Не меньшим проклятьем наших домов еще несколько десятилетий назад были постельные клопы (Cimex lectularius). Но сегодня, по крайней мере в больших городах, они уже почти побеждены. Большинство нынешних школьников не имеет ни малейшего представления о том, как выглядит постельный клоп, а ведь еще недавно сложно было найти человека, незнакомого с этими клопами. Должно быть, справиться с клопами людям тоже помогли новые, более эффективные яды, а также новые методы ремонта. Беда постельных клопов в том, что они намного привередливее к условиям существования, чем рыжие тараканы. И те, и другие днем прячутся в укромных местах, но клопам подходят только такие укрытия, из которых ночью можно без труда добраться до людей или других теплокровных животных, например мышей (которые тоже не часто встречаются в современных городских квартирах).
Успехи нашей борьбы с клопами позволяют надеяться, что и с тараканами нам удастся справиться. Едва ли их получится совсем победить, то есть добиться, чтобы они вообще не жили в наших домах, но вполне возможно, что в ближайшие годы они тоже, как и клопы, станут у нас редкостью.
А тараканы, которые живут в подземной трубе под Большим театром, ничем, судя по всему, и не мешают людям. Не такие уж они страшные.
Черных тараканов встречал в 2006-2008 гг в 6 ГКБ на Басманке, в старом 3 корпусе (где кабинеты консультирующих специалистов, диспансерного врача, диспетчерская). Их там очень мало, заметить можно только когда проводят очередную обработку всего корпуса — 2-3 полуживых экземпляра выползают умирать на видное место…