За полтора месяца путешествий по Узбекистану (месяц в 2007 г. и две недели в 2010 г.) нам дважды удалось посетить место одной из крупнейших экологических катастроф.
Республика Каракалпакия, Узбекистан. Поселок Муйнак. Бывший берег Аральского моря.
Откроем энциклопедию советских времен. «Муйнак, город (до 1963 г. — поселок), центр Муйнакского района Каракалпакской АССР. Порт на южном берегу Аральского моря, на полуострове Муйнак… 10,4 тыс. жителей (1972). Центр рыболовного района. Рыбоконсервный комбинат. Вблизи Муйнака — ондатровое промысловое хозяйство».
Только два самых крупных бросили в отдалении: там удобно снимать видеоклипы. Вот, Юлия Савичева недавно снимала такой клип… Кораблик, покрашенный в те времена в ослепительный белый цвет (на фото), за три прошедших года успел сильно поржаветь…
Пятьдесят лет назад объем Аральского моря составлял чуть более 1000 км3. Чтобы поддерживать себя в прежних границах, ему требовалось около 60 км3 воды в год. В середине прошлого века притока воды еще вполне хватало: с реками приходило в озеро 63 «куба». Но хлопка выращивали всё больше и больше, и, соответственно, всё больше и больше забирали воды.
В 1990 г. в Аральское море поступало всего 12 км3, в 2003-м — 3,2. Сейчас от общего объема воды осталось всего 7,5%. В четыре раза уменьшилась площадь «моря».
Сейчас вокруг Муйнака — пустыня. Три года назад еще можно было побродить по бывшему порту в районе нефтебазы Муйнака. Там, где остовы кораблей потихонечку заметает песок. Увидеть лужицы воды с коркой соли и растения-суккуленты, покрытые ею же…
Однако за три года многое изменилось. Памятник павшим в войну теперь — это просто обелиск «Муйнак-2010». Корабли частично распилили на металлолом, а то, что осталось, подтащили к памятнику и поставили рядком — чтобы туристам было проще подойти и сфотографировать «корабли в пустыне».
Стало больше туристов. Существует даже специальный тур «к погибшему Аралу» — гостей привозят и оставляют ночевать в юртовом лагере в пустыне. Место экологической катастрофы превратили в доходное место. Но надо же как-то жить Муйнаку!
А Аральское море, похоже, уже не спасти…
Алексей Паевский
Фото Алексея Паевского, Снежаны Шабановой и Кирилла Боякова, спутниковое фото — NASA