18 мая на общем собрании РАН выступал российский премьер Владимир Путин. Глава правительства затронул злободневные для Академии наук темы — финансирование РАН, строительство жилья на ее землях, эффективность исследований. Пока академическая элита и вип-персоны решали эти судьбоносные вопросы, менее чем в километре от здания Президиума РАН шла другая академическая жизнь — тушили пожар в лабораторном корпусе «Модуль», находящемся на балансе Института химической физики (ИХФ) им. Н.Н. Семенова РАН. На борьбу с огнем прибыло несколько пожарных расчетов, машины спецтехники и кареты скорой помощи. Такой масштабный выезд был не случаен. Вокруг — жилые дома, а под «Модулем» расположен склад с химикатами.
Даже если пожар произошел по неосторожности, сам факт его возникновения закономерен. «Модуль» и находящиеся под ним складские помещения мешают начать строительство элитного жилого комплекса. И при этом являются федеральной собственностью. Опыт показывает, что пожары нередко возникают именно в зданиях, на месте которых хотят что-то строить. Если их не удается снести законным путем, пожар существенно облегчает и ускоряет процесс избавления от мешающей недвижимости. Так произошло, например, с дачей Муромцева в Царицыно, которая горела в январе 2010 г. Ее окончательный снос двумя месяцами позже был представлен как вывоз оставшегося после пожара строительного мусора.
Со сносом «Модуля» также возникли проблемы. Строительство здесь давно хотят начать ИХФ РАН и ЗАО «СУ-155» (об этой и других стройках на землях РАН подробно рассказывалось в статье «Академический отпуск земли» (ТрВ № 6 (50) от 30 марта 2010 г.). Сдерживает лишь отсутствие необходимых документов. Правда, на это мало кто обратил бы внимание, если бы не местные жители, которые то и дело жалуются на любые незаконные работы и не желают мириться с нарушениями.
Тогда санкцию на снос попытались добыть через суд. Получение судебного решения -давно отработанная технология, облегчающая переход имущества из рук в руки и дающая «добро» на те или иные действия. Осенью 2009 г. ЗАО «СУ-155» был заявлен иск к ИХФ РАН об обязании последнего передать земельный участок со всеми находящимися на нем строениями (среди них не только «Модуль», но и еще два здания) в целях их сноса и дальнейшего строительства на этом месте жилого дома. Иск был удовлетворен, но частично. Стройплощадку в виде земельного участка суд обязал передать, а вот требование о сносе строений было отклонено.
Весьма странной в этом судебном процессе выглядела позиция РАН, которая выступала в нем в качестве третьего лица. Казалось бы, РАН вместе с Росимуществом должна была выступить в защиту подведомственного ей учреждения, оградив академическую недвижимость от сноса. Но, как следует из текста решения, РАН в судебном заседании не возражала против заявленных требований, т.е. фактически поддержала ЗАО «СУ-155» в намерении снести федеральную собственность.
Отказ суда не смутил ЗАО «СУ-155». В феврале в «Модуле» были демонтированы внутренние перегородки, дело дошло до крыши. Увидев оголяющееся здание, жители пожаловались на проведение работ без разрешительных документов. Снос был приостановлен, а Территориальное управление Росимущества в Москве организовало проверку фактического использования объекта.
Выяснилось, что в феврале 2008 г. «в целях повышения эффективности использования федерального имущества» «Модуль» был передан с баланса Института биохимической физики (ИБХФ) им. Н.М. Эммануэля РАН на баланс ИХФ РАН [1]. Институты должны были передать документы для внесения соответствующих изменений в Реестр федерального имущества, но почему-то не сделали этого. Лабораторный корпус по-прежнему числится в Реестре за ИБХФ РАН.
Тут нельзя не вспомнить о том, что в октябре 2008 г. вышло распоряжение Президиума РАН [2], в котором управделами РАН К.А. Солнцеву поручалось принять меры по контролю за инвестиционными договорам учреждений и организаций РАН, а до сведения руководителей учреждений и организаций РАН доводилось, что они несут персональную ответственность за своевременное и полное представление сведений о федеральном недвижимом имуществе для внесения в Реестр федерального имущества, закрепленного за I РАН. О том, понес ли директор ИХФ РАН А.А. Берлин какую-либо ответственность за непредставление сведений о «Модуле» в Росимущество, неизвестно. Но вернемся к истории с пожаром. Его давно прогнозировали местные жители, вопрос был только в сроках. После того, как в октябре 2008 г. на участке появились строители, там произошло уже два возгорания. Один раз полностью выгорела бытовка, в другой раз возгорание случилось на складе во время проведения строителями сварочных работ. Грубое нарушение правил пожарной безопасности могло привести и к более тяжелым последствиям. Например, в декабре 2008 г. строители незаконно установили ворота, перегородив пожарный проезд к зданиям сразу нескольких институтов РАН. Эти ворота были демонтированы по требованию жителей только несколько месяцев спустя. А в марте 2009 г., как раз в тот день, когда случился второй пожар, подъезд к «Модулю», в котором тогда еще работали научные сотрудники, был полностью перегорожен бетонными блоками. Туда бы не подъехала ни скорая, ни пожарные.
Попробуем подвести итоги. В «Модуле», износ которого составляет всего 20%, еще в прошлом году размещались научные лаборатории, велась научная деятельность. Но он оказался не нужен ни самой РАН, чьей основной целью является организация и проведение научных исследований, ни ИХФ РАН, который позиционирует себя в качестве одного из широко известных научных центров в мире. Кстати, одним из направлений работ института являются процессы горения и взрыва.
Акт проверки. Выводы
В результате проверки недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинский пр-т, д. 38, корп. 11, установлено следующее:
Проверяемый объект является федеральной собственностью, находится на балансе учреждения Российской академии наук «Институт химической физики им. Н.Н. Семенова» (ИХФ ) (Учреждение 2) и закреплен за ним на праве оперативного управления.
Изменения в реестр федерального имущества, в связи с передачей Объекта Учреждению 2, не внесены.
Государственная регистрация права оперативного управления на Объект Учреждением 2 не произведена. Право собственности Российской Федерации на Объект зарегистрировано.
Решением от 25 декабря 2009 г. по делу А40-106409/09-113-835 Арбитражный суд г. Москвы обязал Учреждение 2 исполнить обязательства по инвестиционному контракту, а именно передать по акту приема-передачи ЗАО «СУ-№ 155» строительную площадку в виде земельного участка с расположенными на нем объектами недвижимости, а именно: нежилые здания по адресу: г. Москва, Ленинский пр-т, д. 38, стр. 9, стр. 10, стр. 11, в целях осуществления строительства жилого дома на период строительства и до его завершения.
При этом суд считает, что требования в той формулировке, как изложены истцом, а именно «в целях осуществления сноса строений» не подлежат удовлетворению.
На момент проверки Объект не использовался, ЗАО «СУ № 155» проведена частичная разборка крыши и внутренних перегородок здания.
Из Акта проверки фактического использования федерального недвижимого имущества (утвержден зам. руководителя ТУ Росимущества в городе Москве С.Б. Сатаевым 08.04.2010 г)
Об отказе суда в сносе «Модуля» всем действующим лицам — ЗАО «СУ-155», ИХФ РАН, руководству РАН, Росимуществу — было заведомо известно. Разрешительных документов на его снос нет, но работы велись. Поэтому можно предположить, что сгоревший «Модуль» будет вызывать гораздо меньше неприятных вопросов, чем сейчас. Пожар 18 мая удалось потушить. Но летом причиной пожара легко может стать даже брошенный кем-то окурок. Он-то и будет, наверное, виноват в том, что происходит с имуществом РАН. Или же, напротив, позволит повысить эффективность научных исследований и ускорить строительство жилья для молодых ученых…
Игорь Некрасов
1. Распоряжение МТУ ФАУФИ по РАН от 12.02.2008 г.
2. Постановление «О мерах по устранению недостатков в деятельности РАН по представлению Генеральной прокуратуры РФ от 8 сентября 2008 г. № 73/2-34-08», вышло 8 октября 2008 г. за подписью и.о. президента Российской академии наук академика А.Д. Некипелова.