Уважаемая редакция!
Прошел День России, который радостно и бурно отмечала вся страна, утих ураган, и солнышко местами где-то светит. Радоваться бы всем жизни, но нет — из братского Санкт-Петербургского государственного университета слышится шепоток недовольных. Мол, новый Устав делает Ученый совет и конференцию университета декоративными органами, лишая их полномочий, а ректор становится царем, богом и воинским начальником. За образец, мол, взят чуть ли не устав времен, когда Победоносцев над Россией простер совиные крыла.
Говорят, что ректор ходит с охраной, как Большой босс, на прием к нему не пробьешься, распоряжения из ректората сыплются и сыплются, что во главу угла поставлены формальности, а понимания того, что нужно для дела и развития, нет совсем. Слушаю я все это и смеюсь. Это только в глупых мозгах все кажется похожим на анекдот, в котором командир ракетной части врывается в комнату с вопросом «кто вытирал пыль на пульте?», солдат мнется и отвечает: «да хрен с ней, с той Америкой», после чего командир пригвождает его к позорному столбу: «С Америкой-то хрен, почему пыль на пульте осталась?!» А думать-то о другом нужно. Древние римляне не напрасно ведь говорили: пусть гибнет мир, но торжествует министерство юстиции! Золотые слова. Закон превыше всего — вот основа разумного государственного порядка, и всякие житейские понятия о здравом смысле, пользе, целесообразности блекнут перед правильно исполненной, юридически выверенной бумагой.
Мало того, недавно я читал великого — не нам с вами чета! -немецкого философа Мартина Хайдеггера, и многое оттуда вынес по вопросу управления университетами. В конце мая 1933 г., когда Германия вставала с колен, при вступлении в должность ректора Фрайбургского университета Хайдеггер произнес знаменитую речь о самоутверждении немецкого университета. Не речь — бриллиант! Постараюсь донести до вашего сведения, дорогие коллеги, некоторые из высказанных великим философом мыслей.
«Обыкновенно видят господствующую сущностную черту университета в его «самоуправлении»; его надлежит сохранить. Только -продумано ли нами также вполне, что требует от нас эта заявка на самоуправление? Самоуправление означает ведь: самим себе ставить задание и самим определять путь и способ его существования, чтобы таким образом быть тем, чем мы призваны быть… Самоуправление стоит только на основании самоосмысления. Самоосмысление же совершается только в силу самоутверждения немецкого университета… Самоутверждение немецкого университета есть исконная, совместная воля к его существу. Немецкий университет значим нам как высшая школа, которая от науки и через науку берет вождей и хранителей судьбы немецкого народа для взращивания и воспитания.»
Вот так вот! Университет должен воспитывать вождей, а уж питерский-то университет справляется с этим отлично! И нечего лепетать что-то про академические свободы и прочую либеральную дребедень. Вот что говорил почти 80 лет назад ректор-вождь германского университета: «Многовоспетая «академическая свобода» из немецкого университета изгоняется; ибо эта свобода была неподлинной, потому что лишь отрицающей. Она означала преимущественно неозабоченность, произвольность намерений и склонностей, несвязанность в действии и бездействии». Лучше не скажешь — за болтовней о свободе обычно скрывается стремление ленивого субъекта к произволу, неподконтрольности и безответственности, с которым не может смириться юридически выверенный государственный ум.
Леность, желание пользоваться какими-то благами, ни за что не отвечая, не дают к тому же возродить высокий духовно-нравственный авторитет университета. Вот что сказал философ: «Общность в борьбе учащих и учащихся только тогда, однако, претворит немецкий университет в место духовного законодательства и выработает в нем средоточие строжайшей собранности для высшего служения народу в его государстве, когда учащие и ученики учредят свое бытие проще, суровее и непритязательнее, чем все другие соотечественники». В общем, не нужно умничать, нужно быть проще и непритязательнее.
И, наконец, коллеги мои питерские, знаете же вы прекрасно, кого вырастила не только альма ваша матер вообще, но и лично Николай Михайлович Кропачев в частности! И как после этого вы помыслить только смеете о чем-то вольнодумном заикаться?! Да пусть бы даже Николаю Михайловичу, подобно древнему Нерону, захотелось спалить свой Рим дотла в целях улучшения не соответствующего высоким градостроительным представлениями облика имперской столицы — вы должны были бы тотчас взять в руки факелы и приступить к нулевому циклу градостроительства во вверенных вам помещениях! В общем, кончайте болтать, коллеги, и приступайте к самоутверждению российского университета.
Ваш Иван Экономов