8 июля 2010 г. приказом Министра культуры РФ Александра Авдеева был уволен генеральный директор Политехнического музея Гурген Григорян. Информация об этом была размещена на сайте музея (www.polymus.ru) вместе с копией приказа министра. В связи с этим СМИ и блогосфера наполнились обсуждением причин произошедшего и будущего музея. Стало также известно, что новым директором Политеха стал бывший министр науки и технической политики России 1991-1996 гг. Борис Салтыков. 15 июля он был представлен коллективу музея.
В фоторепортаже с.н.с. лаборатории музейного проектирования Российского института культурологи Александр Артамонов рассказывает о своем видении ситуации как в отдельно взятом музее, так и музейного дела в России вообще.
Музейная и научная общественность с волнением наблюдает за ситуацией вокруг смены руководства Политехнического музея и намерений Фонда развития музея реформировать его деятельность. Действительно, Политехнический, единственный крупный музей федерального подчинения в области технического наследия (Центральный музей связи им. Попова в Петербурге — ведомственный), выступающий как площадка популяризации научных знаний, переживает не лучшие времена.
Случилось так, что я не так много раз бывал в Политехническом — в 1981, 1983, 1986, 1996 и в 2009 гг. и не могу сказать, что его экспозиция за эти почти 30 лет сильно изменилась. Да, в отделе вычислительной техники появились персональные компьютеры начала 1990-х. Да, в 1987 г. был отреставрирован талисман музея — знаменитый робот Сепулька.
Да, теперь посетители музея могут увидеть, как выглядит атомная бомба и урано-графитовые сборки атомных станций. И для специалиста по музейному делу музей представляет несомненную ценность: можно воочию увидеть, как делали экспозиции 35 лет назад.
В чем причина такого застоя? Некоторые связывают ее с недостаточно активной позицией директора, со странной афишей лекций, в которых настоящая наука перемежается псевдо- и околонаучными докладами, а я согласен с тем, что это происходит потому, что сохранение технического наследия и популяризация науки не являются государственным приоритетом.
Взглянем правде в глаза: в России нет ни одного федерального научно-технического музея мирового класса. И беда не в том, что Политехнический музей застыл в своей экспозиции на 35 лет, а в том, что ему нет никакой альтернативы. Мы хорошо помним текст Интернационала, который многие десятилетия был партийным гимном: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем..».
К сожалению, этот метод в музейном строительстве становится основополагающим: сначала примем решение о выселении Третьяковской галереи из здания на Крымском валу, а потом подумаем, что делать дальше; прикажем двум пермским музеям освободить здание «для использования по первоначальному назначению» (т.е. для РПЦ), а потом решим, куда им двигаться дальше. Примеров такого рода в российском музейном деле не счесть, поэтому беспокойство музейщиков в ситуации с Политехническим вполне обосновано -как бы не стало еще хуже..
Участники состоявшейся в Доме журналиста 13 июля 2010 г. пресс-конференции, посвященной событиям вокруг Политехнического, отметили, что все произошедшее характеризует «серьёзное неблагополучие в статусном и правовом положении музеев в России. Трактовка властью музеев как «учреждений по оказанию услуг населению», полное бесправие руководителей музеев и их незащищённость законом перед мгновенным увольнением без объяснения причин, но с «выходным пособием», вытеснение профессионалов музейного дела из сферы управления музеями свежеиспечёнными «менеджерами» — всё это неизбежно ведёт к деградации музейного дела в стране, к постепенной утрате национальной памяти».
Политехнический часто сравнивают с Лондонским музеем науки и Музеем науки и индустрии в Манчестере, и я хотел бы предложить читателям несколько иллюстраций на сопоставление. Даты съемок: Россия — сентябрь 2009 г., Великобритания — октябрь 2007 г.. Выводы делайте сами.
Разумеется, снимки показывают только надводную часть айсберга — техническое наследие в музее требует огромного комплекса работ по поддержанию его в надлежащем состоянии. И если, например, двигатели или паровые машины при наличии в штате музея опытных инженеров-реставраторов и станочного парка поддерживать в работоспособном состоянии — задача еще решаемая, то в области электроники — зачастую нет. Можно ли включить радиоприемник, если знаешь, что в случае перегорания лампы ее будет просто нечем заменить, потому что такие уже 50 лет как не производятся? И, тем не менее, в мире эти задачи решить удалось, а раз так -у нас тоже есть шансы.
В заключение хотелось бы привести еще одну иллюстрацию из Музея науки и индустрии Манчестера. На ней сотрудник музея готовит к демонстрации ткацкий станок выпуска 1907 г. Этот станок вместе с другими станками в экспозиции, посвященной производству текстиля, запускается трижды в день, и сотрудники музея показывают посетителям, как цветок хлопка, проходя от станка к станку, становится парусиновой тканью — крепкой, прочной и связывающей музей, человека, технику и эпоху.
Фотографии автора статьи