Я, конечно, не слишком внимательно изучаю Интернет и совсем редко смотрю телевизор, но в этот раз особенно бросилось в глаза. Очередная годовщина событий августа 91-го прошла как-то уж совсем скромно, с точки зрения внимания СМИ. И вообще складывается впечатление, что об этом стало вспоминать… как-то не слишком удобно что ли. Как говорится, и верхи не могут и не хотят, и низам не до того.
Нынешнему руководству страны довольно сложно придумать «грамотное» объяснение произошедшему 19 лет назад. Не укладывается оно в сиюминутные каноны и вряд ли может служить делу дальнейшего «устройнения» нашей жизни. А народ… А что народ? А что такое сейчас народ? С «народной» точки зрения, всё, что не приносит достаточного количества конкретного бабла в конкретный карман в данный конкретный момент времени, доброго слова не заслуживает. Достаточно изучить результаты опросов населения. Путч-1991 — всего лишь «эпизод борьбы за власть в высшем руководстве страны».
Характерны оба лежащих на поверхности вывода. Во-первых, наш народ традиционно страдает заниженной самооценкой — ведь это была, черт возьми, едва ли не первая за много лет (ну, например, с новочеркасских событий 1962 г.) реальная общественная и притом успешная акция, оказавшая заметное влияние на историю страны! А во-вторых, народ себя со «слугами народа» никак не ассоциирует. Мухи на котлеты не претендуют и стараются держаться от них подальше. И подобный расклад, на мой взгляд, самый удачный (притом едва ли не единственный!) проект нашего родного государства. Так сосредоточить людей на проблеме добывания средств к пропитанию, что ни на что другое ни сил, ни интересов не остается.
Рецепт, конечно, не нов, ему лет 150 уже, но весьма действенен и эффект имеет довольно продолжительный — на всё то время, пока неспешно растет производительность труда и по крупицам повышается средний уровень жизни. В России и тот и другой процесс еще более неторопливы, чем где бы то ни было, так что спокойная и сытая жизнь действующей элите государства обеспечена.
Среди приличных людей говорить о политике стало моветоном. Оно и понятно — о покойнике либо ничего, либо хорошо. Но если спросить меня, то, ей-богу, политический карнавал 90-х получался куда интереснее, а главное (и что самое смешное!) — честнее, чем нынешняя костенеющая на глазах вертикаль. Другое дело, что карнавал в больших количествах тоже приедается, но если его устраивать раз в 4 года — то вроде как и терпимо.
А от той «политики», что есть у нас сейчас, действительно хочется держаться подальше. И из чувства естественной брезгливости, и по соображениям элементарной безопасности: столько спущено налево газа и нефти, так хорошо погрели руки на мобильной связи, так удачно пристроили ряд военно-стратегических разработок за бугром, что фигуранты для висяков всегда найдутся. Истинные или мнимые — это другой вопрос. Здесь прекрасно сработает придуманный одними из современных популярных писателей «Принцип Обратимости Правды».
Я теперь даже и не знаю, как «нам обустроить Россию». То есть успешная практика, основанная на достаточно разнящихся методиках, апробирована во всем мире. Но почему-то те же самые методы, используемые в родных пенатах, дают совершенно непредсказуемые результаты. Точнее, результат всегда один: «хотели как лучше.» Что, впрочем, не удивительно для Королевства Кривых Зеркал. Пардон! «Республики Кривых Зеркал».
Илья Мирмов