«Нас осталось мало… »
А.М. Городницкий
Впервые фамилию Туриянский я услышал в 8 классе. Году в 1974-м в Челябинск с концертом приезжал Сергей Никитин, спел его пародию на Высоцкого («Что-то снова не то, что-то снова кошмары мне снятся…»), и запись вскоре оказалась в нашем секретном наукограде Снежинске.
В студенческие годы в мифистской общаге мы любили петь «Монтану» («На старой кобыле с ослом в поводу…»). А мой одноклассник с физфака МГУ, попавший с Туриянским в геологическую экспедицию на Камчатку, взахлеб рассказывал, какой тот «отличный мужик, и у него много классных песен, которые мало кто знает».
Очная встреча случилась много позже. В 1987 г. мы пригласили Владимира Львовича в Троицк и «из первых уст» услышали длинный ряд пронзительных философско-лирических текстов. Вот это, например:
В который раз —
окраины России…
Снега, гусиный крик —
в который раз…
Мы никогда у сильных
не просили, не жили в долг,
не пели на заказ…
На врученный гонорар в 100 рублей Туриянский тогда нам сказал: «Ребята, вы ох…ели! Я так много не стою…»
Еще помню, как в 88-м мы с ним совпали у одного из ночных костров на слете Московского КСП, где он душевно пел, а Саша Ткачев (другой бард) еще более душевно подпевал.
И очень яркое воспоминание — слет «10 лет без Высоцкого». На сцене Туриянский — и вся поляна зрителей умирает от хохота под «Геофизическое танго» и «Антиалкогольную цыганочку»…
* * *
…Когда меня просят назвать «самых-самых» из любимого мной жанра авторской песни (точнее, «старой авторской песни»), я перечисляю «великолепную восьмерку»:
Булат Шалвович, Владимир Семенович, Александр Аркадьевич, Юлий Черсанович, Новелла Николаевна, Юрий Иосифович, Александр Моисеевич, Владимир Львович…
Четверо из них до сих пор в строю. И дай им Бог здоровья!
Константин Рязанов