ТрВ продолжает расспрашивать известных российских ученых о научно-популярных книгах, оказавших на них наибольшее влияние [1]. В этом номере мы приводим ответы доктора философ. наук, социолога Бориса Докторова; математика, доктора физ-мат.наук, ректора Независимого Московского университета, профессора мехмата МГУ и Корнельского университета США, гл. редактора «Московского математического журнала» Юлия Ильяшенко и физика, члена-корреспондента РАН, доктора физ-мат. наук, г.н.с. Института ядерной физики СО РАН, зав. кафедрой теорфизики Новосибирского госуниверситета Иосифа Хрипловича.
I. Какие книги произвели на Вас в детстве и юности наиболее сильное впечатление? Не могли бы Вы перечислить несколько…
II. Были ли в этом списке научно-популярные или художественные книги, которые повлияли на Ваше решение посвятить свою жизнь науке?
Я думаю, что чтению научно-популярной литературы предшествовали кукольный спектакль про жизнь Миклухо-Маклая среди папуасов и фильмы чешских путешественников Иржи Ганзелки и Мирослава Зикмунда — про экзотические страны. Это была середина 1950-х годов, мир казался огромным. К концу школы интерес сместился в область точных наук, и я самосильно читал про кибернетику и теорию автоматов (роботов).
Так или иначе, я оказался подготовленным к чтению книг, действительно повлиявших на меня. Это было завершение детства и ранней юности. Уже были поданы документы на матмех ЛГУ, и в долгой трамвайной поездке один молодой физик из МГУ рассказал мне про две книги. Первая: Эрвин Шредингер. «Что такое жизнь с точки зрения физики?». Книга была для меня введением в нормальную биологию, показала единство наук в постижении мира и познакомила с позитивизмом. Вторая: Леопольд Инфельд. «Эварист Галуа — избранник богов». Это было первое серьезное введение в историю науки и биографику.
III. 10 книг (можно меньше или чуть больше), которые Вы бы с собой взяли на необитаемый остров?
Первым делом я отложил бы пару томов «Человеческой комедии» О. Бальзака. Затем — небольшую книжку Э. Хэмингуэйя «Праздник, который всегда с тобой», хорошо, если бы туда были включены и несколько коротких рассказов писателя. Взял бы «Петербургские повести» Н. Гоголя. Хотел бы иметь при себе Васи-ля Быкова «Мертвым не больно» и «Сотников»: это не о войне, но о человеке на войне. Мне было бы много комфортнее на острове, если бы со мною была потолще книга Сергея Довлатова и сборник эссе и стихов Иосифа Бродского. Их тексты хранят в себе дух того Ленинграда, который дорог мне. И еще, если можно: потолще книгу об экспрессионистах с умными комментариями и фолиант по искусству эпохи Возрождения с фотографиями картин, скульптуры и архитектуры. И напоследок — альбом графики и черно-белых фотографий Петербурга разных лет.
II. Р. Курант и Г. Роббинс. «Что такое математика?»
III. Основные романы Л. Толстого и Ф. Достоевского, пьесы У. Шекспира, роман Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол».
I, II, III. На первый и третий вопросы ответить затрудняюсь:
есть очень много книг, которые читал и люблю. А ответить на второй вопрос проще. Запомнилась навсегда книга о Фарадее: H. Шаховская и М. Шик «Загадка магнита. Повесть о жизни и трудах Майкла Фарадея, бывшего маленьким переплетчиком и ставшего великим ученым» [2].
Подготовила
Наталия Демина
1. Ответы физика Михаила Кацнельсона и социолога Александра Гофмана были опубликованы в ТрВ № 53, геохимика и кристаллографа Артёма Оганова и криминолога Якова Гилинского — в ТрВ № 54, вирусолога Николая Каверина и физика Дмитрия Дьяконова — в ТрВ № 56.
2. На сайте Alib.ru отмечается, что первое издание этой книги вышло в «Издательстве детской литературы» в 1937 г, в серии «Жизнь замечательных людей». Затем книга выходила под другими названиями. Ее авторы — православный священник Михаил Шик и его жена, мать пятерых детей, княгиня Наталья Шаховская. Шик в 1912 г окончил историко-филологическое отделение Московского университета, изучал философию во Франкфуртском университете, вместе с друзьями по университету Вернадскими и другими создал историко-философский кружок. В первую мировую войну служил на фронте, за храбрость был награжден всеми четырьмя степенями Георгиевского креста. В 1918 г. принял православие, в 1925 г рукоположен в диаконы, потом неоднократно был арестован и отправлен в ссылку. Как сообщается на сайте Якова Кротова (www.kro-tov.info), его арестовали 25 февраля 1937 г по делу епископа Арсения Жадановского и расстреляли на Бутовском полигоне 27 сентября 1937 г. в один день с Жадановским и десятками других священнослужителей «за активное участие в контрреволюционной организации церковников-нелегалов». Н. Шаховская умерла от туберкулеза в 1942 г.