В начале ноября на официальном сайте Роскосмоса появилась новость, озаглавленная «Накануне празднования 50-летия полета Юрия Гагарина российский режиссер и продюсер снимет кино про американскую лунную экспедицию». В новости сообщается, что режиссер Тимур Бекмамбетов собирается начать съемки фильма о несостоявшемся полете на Луну корабля «Аполлон-18». Авторы новости сетуют: «Что же получается: к 12 апреля 2011 года на экраны кинотеатров выйдет фильм россиянина, который расскажет подрастающему поколению не о первом космонавте и его подвиге, а о том, как наши коллеги покоряли Луну?».
Интересная деталь: в новости упоминаются «советские документальные съемки 1970-х годов о космосе, которые ранее никто не видел». Сразу возникает вопрос: а почему эти съемки, которые Бекмамбетов намерен использовать для того, чтобы реконструировать на экране драму, разыгравшуюся за океаном, до сих пор не были выложены для публики? Если подрастающее поколение так остро нуждается в информации о подвигах советских космонавтов, то почему им предлагается так мало информации о них?
Патриотизм с грифом «секретно», увы, очень в духе российских (а до этого — советских) госструктур. До самого последнего времени из недр Роскосмоса выходило очень ограниченное количество данных, и в основном эти данные были ура-патриотического толка. При этом до сих пор достоверно не известно, сколько же человек погибло в страшной катастрофе на площадке 41, произошедшей полвека назад.
Из-за такого перекоса в сторону бравурных сообщений об успехах отечественной космической программы в кругах людей, интересующихся космонавтикой, рождались всевозможные слухи, здорово подрывающие имидж Роскосмоса. А с другой стороны, у режиссеров, которые теоретически были бы не против снять фильм о том, как СССР осваивал космическое пространство, не было годного фактического материала. Ну разве что режиссеры собирались снимать героическое кино или картину в духе «Кубанских казаков».
Американское космическое агентство (NASA), напротив, демонстративно открытая структура. На сайте агентства вывешиваются сообщения и пресс-релизы о любых, даже весьма незначительных событиях, а сотрудники NASA регулярно проводят пресс-конференции для журналистов (в том числе и онлайн). Кроме того, американское космическое ведомство все время организует какие-нибудь проекты для детей, астрономов-любителей и просто интересующихся космонавтикой и космосом. И эти проекты действительно интересны и не несут оттенка официозной унылости. По мере распространения широкополосного Интернета NASA стало транслировать различные события, вроде запуска шаттла или столкновения зонда с Луной в прямом эфире (до этого видеоряд передавался по каналу NASA TV, который можно было включить в телевизионный пакет).
Может показаться странным, но в таком режиме работы скрыть нежелательную информацию можно ничуть не хуже, чем в обстановке полной секретности. Когда на слушателей и зрителей непрерывно льется огромный поток информации, заметить, что в нем не хватает какого-то важного ручейка, довольно сложно. Но это так, к слову.
NASA своей открытостью создает себе и американской космической программе в целом гораздо лучшую рекламу, чем это получается у Роскосмоса. Граждане США, которые с детства могут подробно узнать, чем занимается агентство, какие у него были достижения и неудачи, заинтересоваться теми или иными его программами, с большей охотой идут туда работать. И что самое удивительное, при таком близком знакомстве с устройством космического ведомства и его сотрудниками у людей как-то автоматически складывается о них теплое впечатление. В американском кинематографе оно часто перерождается в сентиментально-патриотическое, но это не выглядит искусственным: американцы и правда любят своих астронавтов и считают их героями. Эксперты NASA, кстати, нередко консультируют режиссеров, снимающих космические саги, чем создают агентству дополнительную известность.
Так что, возможно, Роскосмосу стоит не дуться на господина Бекмамбетова за намерение снять непатриотичное кино, а серьезно пересмотреть собственный имидж. Да, в последнее время информации от пресс-службы агентства стало исходить заметно больше, но, судя по заметке о будущем фильме, смена парадигмы прошла не до конца. Очень может быть, что после того, как этот процесс активизируется, представители отечественной киноиндустрии по собственной инициативе будут снимать фильмы о российских космонавтах — и в годовщину полета Гагарина, и просто так.
Ирина Якутенко