Исследования нейтронных звезд — горячая область астрофизики. Связано это во многом с тем, что компактные объекты — уникальные лаборатории, в которых есть и сверхсильная гравитация, и сверхсильные магнитные поля, и сверхтекущесть, и сверхпроводимость, и плотности, раз в 10 превосходящие ядерную. В России есть несколько сильных центров и групп, занимающихся изучением этих объектов. Один из них находится в ФТИ им. Иоффе и Политехническом университете в Петербурге. Там есть как сильные группы теоретиков, так и наблюдатели, работающие и в оптическом диапазоне, и в гамма.
Среди объявленных победителей конкурса так называемых мегагрантов есть лишь один проект по астрономии и астрофизике. В его рамках в Санкт-Петербургский политехнический университет приедет Георгий Георгиевич Павлов, известный астрофизик, работающий сейчас в США. Мы попросили Андрея Михайловича Быкова, профессора Политехнического университета, заведующего лабораторией астрофизики высоких энергий ФТИ, дать небольшой комментарий для ТрВ-Наука и ответить на несколько вопросов.
— Не могли бы Вы кратко описать ваш проект. Какие ставились задачи?
— Проект был разработан коллективом сотрудников Политехнического университета, работающих и преподающих различные дисциплины в области астрофизики. Задача проекта — развитие экспериментальных и теоретических исследований в области астрофизики высоких энергий, привлечение студентов и аспирантов к развитию современных технологий и моделирования. В основе идей проекта лежит опыт экспериментальных исследований гамма-всплесков, гамма-репитеров, пульсарных туманностей, остатков сверхновых и релятивистских частиц в рамках серии экспериментов КОНУС, INTEGRAL, PAMELA и др., а также многолетний опыт теоретического и компьютерного моделирования. Развитие этих направлений требует модернизации и современного оснащения лабораторной базы университета.
Было решено пригласить возглавить проект профессора Павлова (PennState University), учитывая его выдающиеся результаты в области исследований процессов в компактных источниках и пульсарных туманностях и уникальный опыт работы в группе создателей обсерватории Chandra и других современных перспективных проектов. Георгий Георгиевич принял предложение, и проект был активно поддержан ректоратом Политехнического университета. Мы очень рады, что теперь проект поддержан Правительством РФ, и надеемся, что и другие интересные проекты в области астрофизики будут реализованы в рамках данной программы.
— Какие наблюдения планируются в рамках проекта?
— Это в первую очередь наблюдения гамма-всплесков, пульсарных туманностей и остатков сверхновых в разных спектральных диапазонах.
— Будет ли в рамках проекта развиваться более тесное сотрудничество ФТИ и Политеха с PennState University?
— Да, конечно, и не только с этим университетом. Мы планируем более широкое сотрудничество с экспериментаторами и теоретиками университетов, институтов РАН и зарубежными партнерами по теме проекта.
— Какие трудности (бюрократия, проблемы с использованием средств из-за ограничений 94-ФЗ и т.д.) Вы предвидите и считаете основными?
— Технические проблемы предстоит решать по мере их появления, обычно администрация университета оказывает юридическую поддержку.
*(бюрократия, проблемы с использованием средств из-за ограничений 94-ФЗ и т.д.*
Че это за атака повсеместная на антикоррупционные законы.
Кто вам платит за попытки отказа публикаций и конкурсной основы закупок?