Время покажет

Я не люблю завершать статьи словами «Время покажет». Такая концовка выглядит беспомощно и красноречиво указывает, что автор так и не придумал, какую бы умную мысль приберечь для тех, кто смог прочесть его текст целиком. Но нередко мне кажется, что это выражение является лучшим выводом для статей о научных достижениях или новых технологиях. Словосочетание «время покажет» означает, что автор в силу каких-то причин не может проанализировать развитие ситуации на некоторое время вперед и заключить, к чему приведет открытие нового явления или создание принципиально отличного от существующих закона или устройства. Прогнозирование может оказаться невозможным по нескольким причинам. Самая очевидная — у автора не было времени или желания как следует разобраться в вопросе и предположить, как могут развиваться события в описываемой области. Но существуют и другие возможности. Иногда описываемое явление настолько сильно отличается от всего, что существовало до сих пор, что предсказать, как оно изменит текущее положение дел, не возьмется даже специалист или ученый, совершивший открытие.

Взять, например, биологию. Когда Джеймс Уотсон и Френсис Крик определили, что ДНК представляет собой двойную спираль, они, разумеется, понимали, что написанная ими крошечная статья в журнал Nature чрезвычайно важна для развития науки. Однако вряд ли они могли в 1953 г. предсказать, что уже через десять лет ДНК станет главным предметом изучения биологов и что понимание свойств этой молекулы коренным образом изменит представление ученых об организации живых организмов и причинах происходящих в них процессов.

Или физика. Между получением графена и вручением его создателям Константину Новоселову и Андрею Гейму Нобелевской премии прошло всего шесть лет (что по меркам Нобелевского комитета просто фантастически быстро) — значит, физики осознают, что появление этого материала обещает очень серьезные прорывы как в технике, так и в изучении свойств вещества вообще. Но какие именно из удивительных свойств графена удастся в обозримом будущем приспособить для создания новых устройств, пока непонятно. Не исключено, что в ближайшие годы исследователи найдут у двумерного углерода неизвестные сегодня особенности, которые подскажут инженерам, в каком направлении нужно думать, чтобы получить условную технологию будущего. А пока эти особенности не открыты, изобретатели будут проходить мимо этого направления, так как просто не знают о его существовании (хотя их потомкам будет казаться, что мысль продолжить исследования именно этого аспекта кажется очевидной).

Иногда предсказать, как будет развиваться события, нельзя по причине того, что некий ожидаемый результат — это лишь предположение ученых, которое они пытаются проверить экспериментально. Конечно, исследователи самыми разными способами рассчитывают вероятность положительного и отрицательного результата, но это только вероятность, которая определяется исходя из текущих представлений об устройстве мира. А если проверке подвергается какое-нибудь особо хитрое или основополагающее явление, то может оказаться, что эти самые представления просто неверны. Так случилось, например, когда ученые безуспешно пытались обнаружить эфир -гипотетическую субстанцию, заполняющую пространство. Согласно выкладкам специалистов, результат их опытов должен был быть одним, а на деле он раз за разом оказывался совершенно иным.

Самый известный современный пример явления, которое ученые очень хотят обнаружить, но пока не могут, — это, наверное, бозон Хиггса. Стандартная модель — фундаментальная теория, связывающая три из четырех основных физических взаимодействий, предсказывает существование этой частицы, «ответственной» за наличие массы у других частиц. Используя Стандартную модель, физики даже вычислили пределы массы, в которых должен найтись бозон Хиггса, но получить «стопроцентные» доказательства его существования ученым не удается ни на одном из работающих коллайдеров (впрочем, Большой адронный коллайдер пока не вышел на проектную мощность).

Еще один пример — экзопланеты земного типа. Многие из разработанных астрономами моделей формирования планетных систем предсказывают, что они должны существовать. Но до недавнего времени у ученых не было приборов, способных обнаружить такие небольшие и тусклые объекты. Сейчас поиском экзопланет в «потоковом» режиме занимается телескоп «Кеплер», возможности которого, теоретически, позволяют находить не только сами планеты, но даже их спутники. Но так как самые интересные астрономам экзопланеты — те, на которых может существовать жидкая вода, — удалены от своих звезд на порядочное расстояние, а значит, тратят на один оборот немало времени, для того чтобы достоверно подтвердить их открытие, исследователям придется ждать как минимум несколько лет («Кеплер» замечает планеты, когда они проходят по диску светил).

Можно привести еще множество примеров явлений или открытий, которые, с одной стороны, дают богатую почву для фантазирования, но, с другой — не позволяют сделать сколько-нибудь конкретных долгосрочных прогнозов. Так что когда вы в следующий раз встретите в конце научно-популярной статьи фразу «Время покажет», не ругайте автора за скудоумие. Возможно, он как раз поступил весьма мудро.

1 Comment

  1. Уотсон и Крик знали, чего стоит их статья. Уосон в своих книжках пишет, что они сразу ждали нобеля

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: