Речь Андрея Гейма, лауреата Нобелевской премии по физике (совместно с Константином Новосёловым), произнесенная на Нобелевском банкете 10 декабря 2010 года
Ваши Величества, Ваше Королевское Высочество, леди и джентльмены, коллеги и друзья. Много хвалебных слов было сказано про нашу работу и захватывающие перспективы, которые стоят перед новым материалом, графеном. Конечно, мы будем слышать их еще больше, так как воздействие графена на нашу жизнь становится все более и более очевидным. Но позвольте мне удержаться от похвал, потому что сегодня также повод отпраздновать кое-что другое.
Последние десятилетия были относительно мирными и спокойными для планеты. Но, не имея очевидной опасности извне, мы сталкиваемся с другой опасностью, внутри. Мгновенная информация обо всем и обо всех часто позволяет индивидуальному мнению конкурировать с консенсусом и параноидальным настроениям — с доказательствами. Это время, когда одно слепое заявление может закончить чью-то политическую карьеру и один-единственный упрямый в сознании своей правоты журналист может запугивать правительство или королевскую семью. Наука не свободна от такого давления. Например, как вы думаете, сколько экспериментов, за которые были получены Нобелевские премии, могло быть остановлено, если бы этические нормы или правила здравоохранения и безопасности были такими же суровыми, каковы они сейчас? Я думаю, много.
Человеческий прогресс всегда был движим чувством приключения и нестандартным мышлением. Но в условиях требования «хлеба и зрелищ» эти качества часто забывают ради осторожности и политической корректности, что сейчас правят миром. И, все дальше отдаляясь от демократии, мы тонем глубже и глубже в состоянии посредственности и даже идиотизма. За примерами достаточно обратиться к тому, как финансирует исследования Европейская Комиссия.
Несмотря на эту общую обстановку, я благодарю Шведскую Королевскую академию за сохранение духа высоких заслуг. Огромное уважение, которым пользуются Нобелевские премии, связано с тем, что в течение нескольких поколений они давались исключительно за научные заслуги, а не через лоббирование и политиканство. Я надеюсь, что это останется и премии никогда не будут вручаться по результатам голосования в прямом эфире телевидения.
Разрешите мне также поблагодарить королевскую семью за оказание поддержки великой традиции Нобеля. Это большое чувство — принимать участие в таких торжествах, которые ставят высокое научное достижение на подобающе высокий пьедестал. Благородство Нобелевского комитета и всего шведского народа также немало значили для того, чтобы эта награда стала столь уважаемой.
От всей души, искренне благодарю всех вас.
Перевел Николай Подорванюк, «Газета.ру»
www.gazeta.ru/science/2010/12/11_a_3462629.shtml
Оригинал http://nobelprize.org/nobel_prizes/physics/laureates/2010/geim-speech.html
Весьма критичная речь.
Но, как чётко Андрей ответил «5-му каналу», когда они пиарили притязания Петрика: «С клоунами он не дискутирует!»
КВАНТ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ МАССЫ-ЭНЕРГИИ В «ЗАМОРОЖЕННОМ» ГЕОМЕТРИЧЕСКОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ ГИРОВЕКТОРНЫМ ФОРМАЛИЗМОМ (ИСЧИСЛЕНИЕМ) В ОДНОТОЧЕЧНОМ БЕСТОКОВОМ ОДНОРОДНОМ МАКСВЕЛЛОВСКОМ МАГНЕТИЗМЕ
Л.К. Михайловский (МЭИ – НИУ, Москва, Россия)
М.Ю. Колединцева (Университет Науки и Технологии, Миссури, США)
«В подавляющем числе случаев непосредственное математическое решение задачи настолько сложно, что даже не обсуждается. Поэтому нужно иметь дело с такой тонкой материей, как физическая интуиция. Как можно развить физическую интуицию? Нет простого пути. Нужно начать с решения математической задачи для простой физической конфигурации, затем решить похожую задачу и еще одну аналогичную задачу, затем задачу посложнее и т.д. Первый настоящий прорыв произойдет тогда, когда можно будет предсказать решение, не делая никаких математических выкладок».
Лашло Солымар, «Лекции по Электромагнитной Теории», Оксфорд, 1984