Планетарий должен каждый посмотреть. И не однажды

С середины 90-х годов не работает большой Московский Планетарий. Последние несколько лет мы по нескольку раз в год слышим уверения московских властей, что он вот-вот откроется. Наконец, похоже, наступает момент, когда открытие планетария не кажется чем-то маловероятным. О том, что сейчас происходит в Московском Планетарии, его истории и планах на ближайшее будущее мы беседуем с профессором МГУ, членом Ученого совета Планетария Анатолием Владимировичем Засовым.

— Почему Москве, да, наверное, и любому крупному городу необходим планетарий? Зачем они вообще нужны?

— Начала несколько слов о планетариях вообще. Это своего рода звездные театры, где зрелищность сеансов сочетается с их научно-образовательным предназначением. На всех лекциях или сеансах используется сложная оптико-механическая или электронно-оптическая установка «планетарий», которая создает иллюзию ночного неба и воспроизводит с большой точностью положения и движения звезд и планет для наблюдателя на любой географической широте и на любой момент настоящего, прошлого или будущего. В мире насчитывается несколько тысяч планетариев, не считая малогабаритных и установок с надувным куполом. Москва, по-видимому, сейчас является единственной столицей цивилизованной страны, где много лет нет действующего большого современного планетария. Хотя таковой появился в Москве одним из первых в мире. По инициативе московских астрономов аппарат «планетарий», один из первых созданных приборов этого типа, был куплен в Германии в 20-е годы. А в 1929 г. Планетарий был открыт в специально построенном для него уникальном с архитектурной и инженерной точек зрения купольном сооружении на Садово-Кудринской улице. Это был 13-й планетарий в мире. Купол с внутренним диаметром 25 м остается в числе крупнейших в мире и сегодня (хотя после реконструкции он будет на несколько метров меньше). Через Планетарий прошли многие миллионы зрителей. В отдельные периоды в кассах стояли очереди и спрашивали «лишнего билетика». Поставив рекорд продолжительности эксплуатации, первоначальный аппарат «планетарий» в 1977 г. был заменен на более современный, с программным управлением, от известной фирмы Карл-Цейс-Йена (ГДР). Немало выдающихся ученых получили путевку в науку именно через Планетарий. Он продолжал работать даже во время войны, а вот нового времени не выдержал — уже почти 17 лет не функционирует.

— Расскажите кратко, когда и с чего начались злоключения Планетария?

— Злоключения Планетария начались с распадом страны и переделом государственной собственности. К началу перестройки Планетарий находился в ведении московской городской организации Общества «Знание» (в то время еще не было понятия собственности общественных организаций). В середине 80-х годов ситуация начала быстро меняться в худшую сторону, и не только по причине общих политических и экономических неурядиц. Принятая во всем мире традиция, по которой планетарии всегда возглавляются специалистами в области науки или ее популяризации, была нарушена. Новым директором стал чиновник, не имеющий никакого отношения ни к Планетарию, ни к астрономии вообще. Он был выдвинут из недр административного аппарата Общества «Знание», и это несмотря на активное противодействие астрономической общественности, доказывающей губительность такого шага и предлагавшей свои кандидатуры — активных людей с астрономическим образованием и знакомых с Планетарием. Для руководящих кадров Общества устроить «своих» людей в смутное время оказалось важнее сохранения научных традиций. Новое руководство московской организации

Октябрь 1999. Фото Михаила Ивания

«Знание» в 1989 г. перевело Планетарий на хозрасчет и самофинансирование и начало искать выход из действительно сложного экономического положения, обратившись к сфере шоу-бизнеса. В итоге спонсором Планетария стало акционерное общество АОЗТ «Компания Твинз», специализирующееся на проведении масштабных культурно-зрелищных развлекательных мероприятий на общегородском уровне (наиболее известны были их благотворительные балы).

Деятельность Планетария начала принимать характер, все более далекий от квалифицированной пропаганды научных знаний. Хотя лекции продолжали читаться, лекционная деятельность была выведена из-под контроля Ученого совета, в состав которого входили ученые-профессионалы. Была упразднена должность зам. директора по науке, в Планетарии почти не осталось опытных лекторов. Ориентация на прибыльность привела к тому, что трибуна Планетария стала периодически предоставляться экстрасенсам, астрологам и откровенным шарлатанам или просто использоваться не по назначению.

Ноябрь 2009. Фото Михаила Ивания

Ситуация постепенно развивалась и завершилась организацией в 1994 г. АОЗТ «Московский планетарий», где Москва как город совсем не была представлена, а 50% акций передавались АОЗТ «Компания Твинз», фактически ставшему хозяином Планетария. В том же году Планетарий был закрыт на демонтаж и реконструкцию с привлечением частных инвесторов. При этом АОЗТ добивалось, хотя и безуспешно, права передачи здания Московского планетария, построенного государством, в свою полную собственность. А дальше, опуская детали, скажу только, что московские власти обеспокоились возможностью перехода Планетария в частную собственность и полной потери контроля за его деятельностью и будущими доходами. После ряда арбитражных судов, продолжавшихся в течение трех лет, правительство Москвы согласилось на долевое, но решающее участие (61% акций) в уставном капитале акционерного общества и принятие на себя основного бремени финансирования проектных и строительно-монтажных работ.

Был разработан и утвержден проект реконструкции здания и прилегающей территории, по которому расширение площадей и сохранение общего вида достигалось за счет поднятия купола и прилегающей астроплощадки на 6 м. Зал, таким образом, приподнимался, а на освободившемся первом этаже должны были разместиться ресторан и ряд помещений, в том числе для астрономических кружков. В первом варианте проекта, помнится, предусматривались еще помещения для астрологической школы. Уникальный подъем здания был успешно проведен, но темпы реконструкции далеко не соответствовали планам. Работы шли медленно, а в самом Планетарии, где лекции уже не читались, была развернута «временная» коммерческая деятельность по продаже имен звезд с выдачей соответствующего «сертификата», против чего активно, но безуспешно выступали астрономы. Издавался даже Каталог звездных имен, где на равных были представлены как исторически принятые имена, так и недавно купленные.

В 1995 г. стоимость реконструкции планетария оценивалась в 3,3-4 млн американских долларов, позднее АОЗТ «Московский Планетарий» доказывало необходимость вложения 9 млн долл. Реально за период 2000-2008 гг. на реконструкцию было потрачено несколько десятков миллионов долларов (при ликвидации компании называлась сумма ее общей задолженности перед кредиторами в 1,7 млрд руб.!), а конца работ так и не было видно. Возникли проблемы с финансированием,а также взаимные претензии руководства Планетария и городских властей, касающиеся выполнения взятых обязательств. В конце концов финансирование строительства Москвой было прекращено.

— Теперь перенесемся в наши дни. Каков современный статус Планетария? Кому он принадлежит? Кто определяет политику в нем?

— В 2008 г. ОАО «Московский планетарий» по суду было признано банкротом. генеральный директор, ставший бывшим, уехал за границу, а город ввел внешнее управление Планетарием, порученное компании «Покровские ворота». город фактически выкупил Планетарий у инвесторов. При этом руководство компании заявило о фактах пропажи финансовых и учредительных документов Планетария. Так что дело здесь довольно темное. Тем не менее возобновились и до сих пор продолжаются работы по так и не завершенной за столько лет реконструкции — уже целиком на деньги Москвы. Планетарий стал полностью принадлежать городу (точнее, Департаменту имущества Москвы). Заново был создан общественный орган — Ученый совет Планетария для координации его деятельности. Вот, собственно, и всё. Только это не означает решения всех проблем. Они просто перешли в другую плоскость. Вопрос о руководстве деятельностью Планетария после того, как он начнет работать, остается открытым и сейчас.

— Какое оборудование уже закуплено в Планетарий, какое еще будет? Будет ли обеспечено нормальное совместное функционирование цифрового и оптико-механического планетария?

Старый аппарат в новом зале. Март 2009. Фото сергея Попова

— Закуплена аппаратура для нового планетария. Есть два типа аппаратов: классический оптико-механический, но сделанный с учетом современных высоких технологий, и цифровой, в котором система проекторов воспроизводит на весь купол изображение звездного неба и позволяет показывать фильмы или анимации, заполняющие полусферу. Каждый тип аппарата имеет свои преимущества и недостатки. Их стоимость измеряется миллионами долларов. Для Планетария закуплены оба аппарата, правда у разных изготовителей (в германии и Великобритании). Можно будет переходить от одного типа демонстрации к другому.

Острый вопрос для Планетария — кадры. Какова ситуация? Кем, где и из кого будут готовить лекторов?

— С кадрами проблема серьезная. Для чтения лекций нужны высокообразованные и эрудированные люди, хорошо знающие астрономию и следящие за ее развитием, умеющие работать с аудиторией. Они нужны не только для чтения лекций в звездном зале, а еще, например, для работы в музее и на выставках Планетария, в обсерватории, для проведения экскурсий в фойе и на астроплощадке и, конечно, для кружковых занятий. Возможно, удастся возобновить и выездные лекции Планетария для школ Москвы. Ведь курс астрономии недавно был исключен из списка школьных предметов. От старого планетария опытных кадров почти не осталось: 17 лет — не шутка. Большая надежда на выпускников МГУ и на квалифицированных любителей астрономии. Этой осенью в ГАИШе (государственный астрономический институт им. Штернберга в МГУ. — Ред.) были даже организованы занятия Школы молодых лекторов (в основном для старшекурсников), где имеющие большой опыт преподаватели делятся секретами работы с аудиторией.

— Когда Планетарий заработает, то какие виды активности в нем будут происходить?

— Первое время основной упор наверняка будет сделан на использование зрелищных программ, закупленных за рубежом. Фактически эти программы представляют собой сверхширокоформатные (на 2п стерадиан!) и весьма впечатляющие научно-популярные фильмы. Это прекрасно, но они стоят баснословно дорого, много не закупишь, а значит, не обеспечивают большого выбора интересных тем, да и не подлежат модернизации. К тому же здесь не нужен лектор, нет общения аудитории с живым человеком.

— Как и кем будет создаваться программное обеспечение, ведь на новых аппаратах без этого невозможно создавать новые программы?

— Составлять самим электронные программы лекций — дело очень сложное, хотя кое-какой опыт в России уже есть. В перспективе можно надеяться, что зрительный ряд лекций будет готовиться и обкатываться в Планетарии или с прямым участием его сотрудников. Но опыт придет не сразу. Здесь важна совместная работа лекторов-астрономов и хорошей команды программистов. А вообще я считаю, что должны сосуществовать разные типы программ — с лектором и без лектора, с умопомрачительными зрительными эффектами и без них, и для разных аудиторий, в том числе и для детской. При этом создаваемые новые лекции обязательно должны пройти рецензирование и обсуждение на предмет качества и доступности их содержания. Это — одна из задач организованного Ученого совета Планетария. Надеюсь, что также вернутся лекции под рубрикой «Трибуна ученого» с привлечением специалистов. Эти выступления, как правило, менее зрелищны, но более познавательны и оригинальны по содержанию.

— Когда же Планетарий откроет свои двери? Что нас ждет сразу после открытия? Не произойдет ли официального «перерезания ленточки», после которого Планетарий опять закроется на длительную «доводку»?

— В Планетарии завершены инженерные и завершаются отделочные работы. Уже смонтированы приборы астроплощадки, практически готова экспозиция музея Урании: отреставрированы большие старые глобусы, аппарат «Планетарий» № 13 (первый), представляющий историческую ценность, приборы и инструменты из фондов старого планетария. Пробный («технический») запуск аппаратов «планетарий» в Звездном зале намечен на вторую половину марта. Если не будет непредвиденных осложнений, то ко Дню Космонавтики (12 апреля) Планетарий наконец-то откроет свои двери. На долгий срок или на чуть-чуть, чтоб потом доделать то, что с ходу не получилось? Не знаю. Слишком много было поставленных и проваленных сроков завершения работ, чтоб что-то сейчас утверждать. Хочется верить, что надолго. Конечно, для выхода на намеченный высокий уровень потребуется больше времени. Еще предстоит найти разумный компромисс между доступностью (ценой билетов) и рентабельностью, между зрелищностью и научным содержанием.

Тем не менее есть все основания надеяться на то, что Московский Планетарий не только откроется в текущем году для широкой публики, но и станет одним из лучших в мире.

Вопросы задавал Сергей Попов

3 комментария

  1. А у нас в Кишиневе аппарат планетария просто выкинули на свалку. Так что в Москве еще неплохой вариант.

  2. Ситуация с Московским Планетарием — просто позор, столько лет закрыт, а миллиард долларов потрачен властями на восстановления храма.
    Был два раза в Донецке, посетил потрясающий новый цифровой планетарий — и это в не самом благополучном регионе СНГ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: