Доисторические каменные орудия, обнаруженые на территории Объединенных Арабских Эмиратов, позволили международной группе археологов под руководством Саймона Эрмитэджа (Simon Armitage) из Лондонского университета предложить новый сценарий эмиграции сапиенсов из Африки.
Открытие было совершено несколько лет назад в районе Джебель-Фая к западу от Ормузского пролива (который соединяет Персидский залив с Оманским заливом и Аравийским морем). Возраст обнаруженных там орудий (небольших топоров, зубил и скребков) оценивается в 125 тысяч лет. До сих пор общепринятым считалось, что люди современного типа (кроманьонцы) вышли из Северной Африки не ранее 70 тысяч лет назад (это подтверждается и данными генетики), а новое исследование показывает, что люди могли попасть в Аравию гораздо раньше. Соответствующая статья опубликована 27 января в журнале Science (www.sciencemag.org/content/331/6016/387.summary).
К сожалению, останков самих хозяев орудий обнаружить так не удалось, поэтому ими могут оказаться и неандертальцы, однако научная группа усмотрела сходство изделий с орудиями, изготовляемыми примерно в ту же эпоху людьми из Восточной Африки (и явное отличие от орудий, находимых на иных стоянках вдоль восточной границы Средиземноморья).
Основываясь на изучении места раскопок, Армитаж и его соавторы были вынуждены предположить, что люди перешли из Восточной Африки в Аравию примерно 130 тысяч лет назад. Сделать это нашим предкам удалось благодаря обмелению моря и большому количеству осадков, которое превратило на время район Джебель-Фая в цветущий оазис.
Соавтор исследования из германского Тюбинген-ского университета (Universitat Tubingen), археолог Ганс-Петер Юрпманн (Hans-Peter Uerpmann) указывает, что с юго-востока Аравийского полуострова люди могли достичь Южной Азии гораздо раньше, чем предполагалось до сих пор, и у них при этом было больше времени на то, чтобы как следует адаптироваться к новым условиям.
Являются ли эти люди из Джебель-Фая, хозяева орудий, нашими прямыми предками или же их потомки вымерли, а Европу заселили потом уже следующие волны переселенцев, — сказать пока трудно.
Максим Борисов
Фото Science/AAAS