«Пути России»-2011

4-5 февраля 2011 г. в Московской высшей школе социальных и экономических наук (www.msses.ru), которую попросту зовут Шанинкой, проходили очередные «Пути России». Этот международный симпозиум является одним из наиболее важных и интересных событий в области социогуманитарных наук в России. В этом году он проходил уже 18-й раз, поначалу назывался «Куда идет Россия». Среди его основателей — известные социологи, профессор Манчестерского университета, президент МВШСЭН Теодор Шанин и академик РАН Татьяна Ивановна Заславская.

Невозможно охватить широкий спектр тем и дискуссий, которые состоялись в ходе симпозиума. На одной из секций выступила наш постоянный автор Ревекка Марковна Фрумкина, доклад которой мы публикуем ниже.

Новые «маргиналы» и укоренененные «понаехавшие»

Самым большим капиталом
страны являются ее люди с их
мастерством, опытом и побуждениями
к полезной экономической деятельности.

Саймон Кузнец

Под «новыми маргиналами» далее понимаются коренные москвичи (второе-третье поколение), по разным причинам вытесненные из того типа социально-экономического существования, который теперь считается «столичной/хорошей жизнью». Это люди пред- и пенсионного возраста, скромных заработков, некогда переселившиеся с Дмитровки и Тишинки на окраины, а иногда вынужденно переехавшие на свои немудреные ближние дачи.

Их работа, будучи социально важной, тем не менее, либо вовсе не уважаема, либо формально уважаема, но плохо оплачиваема. При этом важно, что возраст в данном случае не обязательный показатель. Маргина-лизуются и люди цветущего возраста, и вообще вполне работоспособные люди непрестижных/невостребованных профессий из сфер, которые либо ранее оплачивались из бюджета (образование, культура, медицина), либо социально устарели, поскольку на соответствующие технологии нет спроса (далеко не все работоспособные люди в должной мере владеют компьютером).

В поисках «прилично оплачиваемой» работы возникают жизненные траектории типа: диплом педвуза — учитель в средней школе — секретарь на телефоне — няня; диплом инженерного института — муниципальный служащий- типографский рабочий; диплом технологического института — инженер ТЭЦ — официант в ресторане; гуманитарный факультет университета — секретарь в частной школе — продавец в оптическом магазине; диплом престижного технического вуза — работа в авиаконструкторском бюро — бухгалтерские курсы — работа бухгалтером в заурядной фирме и т.п.

С привычной точки зрения все это — «понижающие» траектории, однако с точки зрения приспособления к реалиям сегодняшней жизни это не так: понижается «формальный статус», но повышается жизненный уровень.

Разумеется, эти траектории расточительны не только с точки зрения использования полученного (чаще за государственный счет) образования, но еще и оцениваемые социумом если не как жизненные неудачи, то как временные меры.

Интересно, что психологически и социально маргинализуются не только люди «массовых» профессий, но и «умельцы», либо не привыкшие торговать своими умениями, либо сами эти умения технически устарели или по разным причинам не имеют отрегулированного рыночного спроса.

Маргинализации «бывших коренных» способствует уменьшение радиуса доверия. Недоверие как таковое, как установка, тем более как черта характера, особенно травматично в условиях всеобщей анонимности большого города. Как известно, в обществах с преобладанием «протестантской этики» (в самом общем смысле термина) радиус доверия велик и захватывает — пусть в идеале — всех, кто причисляет себя к согражданам, воплощаясь в социально заданном в качестве нормы чувстве доброжелательности.

Общество с радиусом доверия, ограниченным семейным кругом, -это общество бедное, ригидное, закрытое для сотрудничества и в общем равнодушное к Другим. Атмосфера всеобщего недоверия, порождаемая страхами и ожиданиями худшего, страшна уже сама по себе — по своей злокачественности она опережает прямой экономический ущерб, блокируя душевное равновесие и способность к духовным усилиям, блокируя естественную потребность во взаимопомощи.

Один из параметров, существенных для этого общества — жесткость упомянутого радиуса доверия.

С точки зрения сегодняшнего качества жизни, а также житейских перспектив, «бывшим коренным» противостоят «понаехавшие», которые в результате «естественного отбора» и малого радиуса доверия, начав с немногого, в дальнейшем оседают в столицах. И если даже сами они не добиваются высокого формального статуса, то зарабатывают достаточно хорошо, чтобы обеспечить себе и семье социальный лифт в пределах 5-7 лет, в перспективе «замещая» стареющих и некогда прихотливых столичных жителей.

Существенно, что «понаехавшие» вовсе не обязательно приезжают с перенаселенного Юга. Так называемые «университетские» города (Саратов, Пермь), не говоря уже о российских моногородах и районах сгинувшей добывающей и машиностроительной промышленности, тоже «поставляют» нам москвичей.

Типичные траектории этих «понаехавших» разнообразны, но неизбежно включают на конечном этапе сравнительно высоко и даже просто высокооплачиваемую работу. Начальный этап трудовой жизни может включать среднее специальное образование и даже заурядный вуз, но с одинаковым финалом — потеря работы по специальности или низкооплачиваемая работа.

В дальнейшем наблюдаем траектории вида: торговый техникум -продавщица — бухгалтер — потеря работы — переезд в Москву — высокооплачиваемый повар в столовой небольшой фирмы; медучилище — медсестра в районной больнице на двух ставках — потеря одной из ставок — потеря работы — переезд в Москву — сиделка (по найму через частное агентство); педагогический институт — отсутствие работы — переезд в столицу — малоквалифицированная работа в печатном издании — более квалифицированная работа там же.

«Понаехавшие» с более «удачным» стартом демонстрируют траектории вида: гуманитарный вуз/университет в провинции — стажировка в Москве — аспирантура в Москве — секретарь на телефоне — менеджер по персоналу в преуспевающей фирме.

Надо отметить, что недостаток знаний, опыта и прочего подобного багажа у «понаехавших» возмещается их высокой энергетикой, верой в свои возможности и адаптивным поведением.

Претенденты на лучшую жизнь, не обладающие этими качествами, не срываются с мест, где они родились/ учились, не рискуют «устать» от борьбы за место под солнцем. Среди «понаехавших» мы их просто не видим, поскольку в привычной повседневности мы наблюдаем уже результаты жесткого отбора,т.е. «сильных» и даже агрессивных претендентов на места под солнцем.

«Побуждения», о которых писал С. Кузнец, у людей с сильной волей и соответствующей энергетикой преобразуются в действия. Без этого комплекса черт потенциальные «приезжие» просто остаются дома.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: