В декабре 2010 г. британский академический журнал Biology Letters (имеющий респектабельный импакт-фактор 3,5) опубликовал статью, написанную 8-10-летними учениками начальной школы Блэкотона (Девоншир, Англия). Ими руководил профессиональный нейробиолог Бо Лотто, отец одного из учеников. Детей интересовало, как шмели запоминают, какие цветки для них хороши, а какие — нет и можно ли научить этих насекомых находить кормушку, ориентируясь не на окраску, а на взаимное расположение цветов. Школьники заключили, что шмели очень умные и научиться этому могут, но у их работы есть и второй вывод: «Наука — это здорово, потому что ты можешь сделать то, что еще никто до тебя не делал». Именно ради этой идеи Бо Лотто и затеял проект «Шмели Блэкотона».
Дети «пробуют» науку
![74N-16](http://trv-science.ru/uploads/74N-16.jpg)
Доктор Лотто — руководитель лаборатории «Лоттолаб», которая старается заинтересовать наукой широкую общественность. Для этого сотрудники лаборатории создают инсталляции, разрабатывают образовательные программы, проводят публичные эксперименты со шмелями. Совместно с директором школы Дэвидом Страдвиком доктор Лотто разработал специальную программу для восьмилетних детишек. Подготовка к эксперименту началась с разговора о науке как об игре. Играя, дети (причем не только человеческие) познают мир, но игра не бывает без правил. Игра по определенным правилам, которая позволяет узнать что-то ранее неизвестное, -это и есть наука. Рассуждая подобным образом, естественнонаучное образование можно представить как процесс постановки вопросов и разработки игр, позволяющих искать ответы на эти вопросы.
![74N-19](http://trv-science.ru/uploads/74N-19.jpg)
И вот взрослые стали вместе с детьми придумывать разные игры, решать головоломки. Дети посмотрели фильм о том, как собак обучают забавным трюкам, им показали, как по-разному видится мир, если смотреть в зеркала, в специальные очки, в свернутый трубочкой журнал. Со школьниками, которых таким образом подготовили, стали беседовать о поведении животных. Детей больше всего заинтересовали шмели, и они стали предлагать различные вопросы, например,можно ли научить насекомое ради капли сиропа передвигать что-нибудь тяжелое или какой нектар предпочитают шмели — холодный или теплый. Но в итоге остановились на вопросе о том, как шмели выбирают цветки: только ли по их окраске или по взаимному расположению цветов тоже? Это очень важный вопрос, решили школьники, потому что «цветов вокруг много, и не все они хороши для шмелей».
Бо Лотто утверждает, что дети сами предложили вопрос и возможные варианты ответа на него, а затем придумали игру (она же эксперимент), которая позволяла проверить эти гипотезы. Они же анализировали полученные данные, рисовали цветными карандашами иллюстрации и писали статью. Сам Лотто непосредственно работал со шмелями и вместе с группой школьников написал связный текст (его сочиняли в местном пабе, которому в конце статьи вынесена отдельная благодарность за бесплатную колу для детей и пиво для всех остальных). Впрочем, многие детские обороты он в тексте оставил.
Полет шмелей в пластиковом кубе
![74N-17](http://trv-science.ru/uploads/74N-17.jpg)
В разделе «Материалы и методы» написано, что шмели были в черную и желтую полоску, с белой задушкой, вида Bombus terrestns (земляной шмель). Для работы с ними соорудили прозрачный плексигласовый куб с гранью 1 м. В двух его боковых гранях было по три отверстия, через которые залетали насекомые. Внутрь куба поставили алюминиевый ящик, а в него поместили лампы. Передняя вертикальная стенка ящика была прозрачная и закрыта четырьмя темными панелями. В каждой панели прорезали 16 круглых отверстий диаметром 8 см, расположенных по четыре в ряд. В каждое отверстие можно было вставить прозрачный цветной фильтр, и когда внутри ящика зажигали лампочки, его передняя стенка светилась разноцветными кружками. Перед каждым кружочком была кормушечка, в которую наливали сироп, соленую воду или ничего не наливали. Кстати говоря, это сооружение стоило денег, и Лотто пытался получить финансирование, но ему везде отказывали, потому что, как сказано в статье, в разделе «Благодарности», «рецензенты утверждали, что молодые люди не могут заниматься наукой». В итоге деньги взяли из бюджета Лоттолаб.
![74N-18](http://trv-science.ru/uploads/74N-18.jpg)
Куб установили на лужайке у церкви, наполнили все кормушки сиропом и поставили рядом улей. Когда шмели приучились залетать внутрь и освоили кормушки, начался эксперимент. Сначала пинцетом собрали пять шмелей, сидевших на стенках куба, в горшочек с крышкой и поставили его в школьный холодильник. «Шмелиный пирог сделали», — пошутили дети и нарисовали смайлик. Прямо в научной статье. (Тут я прерву рассказ, чтобы восхититься подробнейшим изложением методики. Многим взрослым исследователям стоило бы поучиться у детей описывать условия эксперимента.) В холодильнике шмели заснули, и тогда их пометили — поставили на спинках цветные точки. Затем шмелей отогрели и выпустили на арену. Во время эксперимента ни одно насекомое не пострадало.
В первой серии экспериментов на двух панелях внешние кружки сделали голубыми, а четыре внутренних — желтыми. Получилось подобие соцветия с желтыми цветами в середине и голубыми по краям. Две другие панели покрасили «наоборот»: желтые края и голубой центр (см. схемы экспериментов, слева). Во всех случаях в центральных кормушках была сладкая вода, а в крайних — соленая. В этом эксперименте шмели должны были научиться садиться в середину фигуры, независимо от ее цвета. Чтобы убедиться, что шмели не просто запоминают положение кормушек и не руководствуются запахом, панели мыли и перемещали каждые 10-40 мин. Когда насекомые привыкли кормиться в центре фигуры, сироп убрали. Без поощрения шмели в 90% случаев садились в центр фигуры, однако некоторые предпочитали либо только голубую серединку, либо желтую, другие же не обращали внимания на цвет. Дети решили, что такие шмели умнее прочих.
![74N-13](http://trv-science.ru/uploads/74N-13.jpg)
Во втором тесте экспериментаторы проверили, действительно ли шмели научились садиться в центр фигуры или они реагируют на определенное сочетание цветов: голубое в окружении желтого или желтое в окружении голубого. Для этого все центральные кружки сделали зелеными (см. схемы экспериментов, центр). Три шмеля явно ориентировались на цвет: они летали к голубым и желтым бордюрчикам в два раза чаще, чем к зеленым серединкам. Дети решили, что они провалили тест. Однако два шмеля усвоили урок и чаще садились в середину, на зеленое.
Но может быть, насекомые летят не к центру, а к кружкам более редкого цвета? Чтобы это проверить, всю панель сделали однотонной, а цветом выделили четыре угловых кружка (см. схему экспериментов, справа). При этом привычный для шмелей рисунок, квадратик в ободке, исчезает, т.е. центра как такового нет. В этом тесте насекомые ошибались примерно в 60% случаев, т.е. выбирали место посадки случайно. Это означает, что шмели ориентируются именно на определенный рисунок.
В обсуждении дети написали, что их эксперимент важен, поскольку раньше никто его не ставил. Оказалось, что шмелей можно научить решать головоломки. Это означает, что они способны к обучению, и, если знакомые цветки вдруг исчезнут, шмели смогут найти новые подходящие.
А еще дети написали, что раньше они о шмелях не думали, а теперь думают. И было очень интересно их каждый день обучать. И вообще, наука — это здорово.
Прекрасное заключение для научной работы.
Что сказали специалисты
![74N-21](http://trv-science.ru/uploads/74N-21.jpg)
Когда статья была готова, Бо Лотто попытался ее опубликовать, однако Nature, Science и Current Biology отвергли рукопись, ссылаясь на нестандартный язык, отсутствие обзора литературы и статистической обработки данных.
![74N-14](http://trv-science.ru/uploads/74N-14.jpg)
Конечно, Лотто мог написать статью как положено, но не стал этого делать по двум причинам. Во-первых, задача заключалась в том, чтобы дети сами выполнили всю работу, а статистический анализ и написание литобзора для них непосильны. Во-вторых, школьников подвигло на это исследование собственное любопытство, а не чтение научной литературы. Лотто получил заключения пяти экспертов, из которых лишь один поставил под сомнение научную ценность работы, и уговорил редактора Biology Letters Криса Фрита напечатать статью. По просьбе редактора ее прокомментировали нейробиолог Лоуренс Мэлони (Нью-Йоркский университет) и специалист по поведению животных из Университета Эксетера (Великобритания) Натали Хемпелл де Ибарра.
![74N-15](http://trv-science.ru/uploads/74N-15.jpg)
Специалисты написали всё то, чего не хватало детской работе: и обширное введение про шмелей, и обзор литературы со списком, и саму статью кратко пересказали. Они отметили, что эксперимент, хоть и скромен по масштабам, выполнен грамотно. Вопрос поставлен разумный, ответ, безусловно, найден. Результаты работы имеют большое значение, поскольку раскрывают роль цвета и рисунка в видении шмелей. Ценность эксперимента заключается в том, что обнаружена способность шмелей к обобщению: они смогли обобщить понятие «центр».
Комментаторы упомянули эмоциональную окраску статьи, среди «настоящих» ученых не принятую: очевидно, что дети очень гордятся своими достижениями. И отметили, что ненасытное детское любопытство в сочетании со строгими научными методами дает прекрасные результаты.
![74N-20](http://trv-science.ru/uploads/74N-20.jpg)
Лотто мог бы убрать из текста все детские обороты и объяснить школьникам, почему так не пишут. Но он этого не сделал, и теперь газеты вовсю цитируют его подопечных и упоминают его имя. Замечательная реклама! Между тем, и в нашей стране до сих пор действуют школьные кружки, в которых детей привлекают к научной работе, порой весьма серьезно; например, они разрабатывают эксперименты для Международной космической станции. Правда, в обычный класс никто не приходит поиграть в науку. А может, и приходит, только об этом у нас не пишут, потому что изменились приоритеты.
Наталья Резник
Фото с сайта www.lottolab.org