Уважаемая редакция!
Недавно в СМИ прошла новость, что в первую годовщину основания Фонда «Сколково», 15 мая, в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоится премьера оперы, посвященной инновационному центру «Сколково». Спектакль называется «Сказание о храме науки «Сколково»».
Сюжет таков. В государстве Москопотамия правят два брата — бог Денег и бог Науки. У бога Денег есть свой храм, а у бога Науки храма нет… К счастью, Визирю снится сон, как в стране кончилась нефть. Он делится с правителями мрачными играми своего подсознания. Боги решают построить храм Науки, чтобы спасти страну от гибели. Мудрый Визирь прилагает все усилия, чтобы принудить жрецов Денег к инновациям и возвести величественный храм.
Планы эти широко обсуждались в СМИ, кто-то говорил, что это шутка, кто-то — что намерения совершенно серьезны, так я в итоге и не понял, будет ли что-то или нет. Но в любом случае у меня родились мысли, которыми я хочу поделиться с читателями моей любимой газеты.
Первые мысли, конечно, критические. Судите сами, что предлагают создатели: есть два бога -Денег и Науки. У первого есть и деньги, и храмы, и дворцы на Черном море, а что у второго? Даже храма нет! Я считаю, что это исключительно очернительское представление москопотамской действительности: у нас оба бога полноценные и у каждого всего в избытке. Это раз. Два — образ Храма, выбранный для олицетворения Сколково, конечно, красив и величествен, но вряд ли удачен. Ведь действия нашего мудрого руководства по стимулированию инноваций направлены не на то, чтобы молиться на науку и инновации, выкладывать на их алтарь деньги из госбюджета, а на то, чтобы придать новый импульс экономическому развитию страны. Сколково — это не пиарный Храм, а Кузница нашего процветания.
Но, дорогие мои коллеги, решительно осуждая некоторые неплодотворные дебютные идеи постановщиков, я всецело поддерживаю саму мысль привлечь искусство к продвижению инноваций. Взять то же оперное искусство. Издревле оно было сопричастно воспеванию модернизации. Как мы помним, Верди написал «Аиду» по случаю открытия инновационного Суэцкого канала.
Почему бы и нашим композиторам не воспеть сколковскую новостройку в столь же величественном ключе? Разве не прекрасна была бы картина того, как наш Радамес в финале приносил бы свои капиталы и золотые яйца в жертву на алтарь инновационного развития, исполняя вместе с Визирем песнь любви к науке и технологиям?
Конечно, нельзя ограничиваться только оперой, нужно содействовать инновациям всем жанровым разнообразием — средствами балета, мюзикла, кино и т.д. Идей тут у меня много, даже голова кружится. Скажем, трогателен был бы танец маленьких нано-ботов. Не менее прекрасна была бы ария Михаила Валентиновича Ковальчука, воспевающего новую парадигму науки и торжество нанотехнологий в декорациях Курчатовского НБИК-центра. Вдохновляющим мог бы быть и выход из заморской пучины 40 богатырей, идущих поднимать науку российскую в рамках программы мегагрантов.
Нельзя гнушаться никакими средствами. Тот же цирк… Можно придумать множество миниатюр, которые способствовали бы модернизации. Скажем, Грустный Клоун стенает и ноет, мол, все разговоры про инновации и нанотехнологии — это пиар и болтовня, прикрывающая распил и коррупцию; мол, наука и образование загибаются, а чиновники погрязли в коррупции. А Веселый Клоун гонит и пинает его, чтобы зануда своим нытьем не мешал плодотворной и целеустремленной работе, вынуждает бежать за границу и создавать свои клеветнические сайты на чужой земле.
Наконец, раз уж египетские правители не гнушались привлекать чужеземных деятелей искусств к прославлению модернизации, то это не должно смущать и нас. Почему бы в новой серии «бондианы» Агенту 007 не побороться с международной террористической организацией, задумавшей украсть секреты сколковских левшей и взорвать тамошнюю бизнес-школу? При условии, конечно, что ему помогает полковник Исаев с усталыми, но добрыми глазами… Так что работы — непочатый край, главное — не жалеть денег на благое дело расширения инновационного сознания средствами искусства.
Ваш Иван Экономов