Несмотря на то что температура за окном третью неделю колеблется в районе минус двадцати, календарь уверяет, что до весны осталось меньше недели. А значит, совсем скоро начнутся дни открытых дверей в многочисленных вузах по всей стране. Ежегодно в институты, университеты и прочие академии поступают десятки тысяч молодых россиян, и, соответственно, примерно столько же человек эти заведения заканчивает. Казалось бы, этот факт должен вызывать исключительно положительную реакцию, но лично мне кажется, что в России престиж высшего образования чрезмерно завышен, а последствия поголовной «вузификации» куда более печальны, чем может показаться.
Желание граждан непременно поступать в институты и университеты отчасти объясняется тем, что учеба в вузе дает отсрочку от армии, а отчасти является следствием насаждавшегося в СССР культа высшего образования. Стремление завлечь как можно больше людей в высшие учебные заведения вполне объяснимо, если учесть, что на момент создания советского государства большая часть его жителей была неграмотной, а для того чтобы нагнать загнивающие страны Запада, нужно было много, очень много хороших специалистов.
С распадом СССР культ образованности и «яйцеголовых» очкариков быстро и незаметно растворился, но тенденция к обязательному получению высшего образования осталась. Более того, она даже усилилась — заводов стало меньше, и многие из тех, кто сорок лет назад стал бы электриком или механиком, сегодня получают дипломы менеджеров, маркетологов, юристов и т.д. И без корочек о получении высшего образования в приличную компанию сегодня не возьмут даже на должность клерка или секретаря.
Чему учат студентов в многочисленных университетах и академиях, готовящих специалистов всех этих популярных профессий, не так уж и важно — необходимые навыки большинство из них получают непосредственно в офисе, куда студенты приходят работать чуть ли не с первого курса. То есть формально в вузах люди получают огромное количество разнообразных знаний, а неформально они появляются в своих странных учебных заведениях только в сессию.
Нежелание студентов тратить целых пять лет на ознакомление с не очень-то нужной информацией можно понять, особенно учитывая, что во многих вузах на стипендию нельзя купить даже единый проездной билет. Кто-то может возразить, что ничего особо страшного в таком формальном высшем образовании нет — в конце концов азам профессии студенты научатся in situ, а базовые знания они должны бы вынести из школы.
И вот тут-то и кроется подвох. Российская система школьного образования по умолчанию предполагает, что одиннадцатиклассники после школы будут поступать в вуз. А к знаниям абитуриентов вузов предъявляются определенные требования, которые выше, чем требования, скажем, к поступающим в медучилище. Поэтому всем школьникам в течение десяти лет скармливают огромное количество сведений, которые большинству из них не пригодится ни в жизни, ни в университете (институте/академии).
А так как к окончанию 11 класса ученик должен стать образцовым будущим студентом, приоритеты в школьной программе не расставляются: сведения об экономике Люксембурга подаются так же поверхностно, как информация о разнице между бактериями и вирусами. В итоге школьники не имеют представлений ни о том, ни о другом. И черт бы с ней, с финансовой системой какого-то крошечного государства, но вот непонимание того, зачем нужны прививки и почему вирусы не лечатся антибиотиками, может привести к очень печальным последствиям.
Куда более эффективной стала бы дифференциация школы — к чему нагружать лишними знаниями детей, которые в будущем хотят стать менеджерами по продажам или бухгалтерами? Гораздо полезнее будет, если к 16 годам они крепко усвоят азы представлений о мире, а также основы медицины, гигиены и правильного обращения со своим организмом — эти сведения можно на различном уровне сложности повторять несколько раз в течение школьного курса. По окончании школы такие ребята спокойно пойдут в ПТУ (можно для красоты заменить эту неблагозвучную аббревиатуру на модное иностранное «колледж») осваивать полезные и нужные профессии. При этом они будут знать, как жить, не причиняя вреда своему организму, и будут рожать и воспитывать здоровых детей.
А тонкостям и деталям законов и явлений природы стоит учить тех, кто хочет заниматься наукой или инженерным делом и кому эти знания пригодятся для дальнейшего высшего образования, которое, вообще говоря, и нужно только этой весьма немногочисленной группе людей.
Господа!
Два-три раза в месяц мне приходится писать рецензии на рукописи коллег. Но когда я вознамерился написать отзыв или ответ на эту статейку, понял, что не справлюсь. Ибо отзывы на статьи площадными словами не пишут, а литературным языком на такое писание отзыва не составишь.
Статейка напомнила мне рассуждения одного деятеля о том, что надо и чего не надо преподавать славянам на оккупированных территориях. Была бы сия статья была датирована 1-м апреля, то я оценил бы тонкий юмор редакции. Но датирована она 1-м марта и написана, похоже, не в жанре пародии.
Если теперь даже «Троицкий Вариант» публикует такие образовательные манифесты периферийного капитализма, то можно с уверенностью сказать, что России действительно уготована участь сырьевого придатка.
Убрали бы Вы эту статью. Не место ей в Вашей газете
http://ru.wikipedia.org/wiki/Чувство_юмора
А я не уверен, что это было в шутку написано
В Советском Союзе была создана в целом добротная система образования, на протяжении многих лет обеспечивавшая гарантированно высокий уровень знаний, уровень культуры жителей страны. То, что мы имеем сейчас — результат частичного распада той старой системы. Но поскольку процессам распада свойственна инерция, сегодняшний уровень образования остается еще вполне приемлемым. И кажется, что этот уровень — навсегда, что никакие безумные реформы, сокращения и урезания, понизить его не смогут. Но это иллюзия; медленная деструкция вполне может перейти в быструю и катастрофическую. Так что мы вновь будем иметь Россию с 80 процентами неграмотного населения, с трудом читающего надписи на вывесках. И общество распадется на враждующие «племена», каждое из которых будет молиться своим богам и иметь свое мракобесное мировоззрение. Потому что наука и культура, как и любые другие экосистемы, способны противостоять внешним неблагоприятным факторам лишь до определенного предела — дальше распад и гибель. Порывшись в Интернете, легко обнаружить многочисленные ростки лже-науки и анти-культуры, которые вполне могут породить «новое средневековье». Питательная среда для этого процесса — люди. получившие усеченное и фальсифицированное образование.