Часть 1. Храм Спаса на Ковалеве
В старину людей, приезжающих в Великий Новгород из Москвы, на въезде в город встречали два храма, по обе стороны дороги. Построенные приблизительно в одно и то же время, расписанные одинаково непохоже на все остальное, что было создано в Новгороде, церкви в соседних деревнях разделили одну, но удивительную судьбу. После 600 лет жизни им суждено было погибнуть, чтобы потом возродиться вместе с росписями. О втором храме — церкви Успения на Волотовом поле мы поговорим в следующий раз, а сейчас речь пойдет о церкви Спаса на Ковалеве.
Церковь Спаса была построена в 1345 году неким Акинфом (или Онцифором) Жабиным. Судя по всему, это был весьма богатый боярин, но не занимавший высоких должностей в боярской республике Новгорода. То ли чуть раньше постройки, то ли одновременно с ней здесь был основан мужской монастырь.
Это был период поиска новых форм в зодчестве. В итоге — несколькими десятилетиями позже пришли к таким шедеврам, как храм Спаса на Ильине улице или Федора Стратилата на Ручью (см. ТрВ-Н, № 73, 15.02.2011, «Храм воинов на Ручью»). Но на Ковалеве мы видим некоторый промежуточный вариант. Кубической формы храм окружен тремя притворами разного размера, формы и назначения. Западный служил входным тамбуром, северный, двухэтажный вообще не соединялся с храмом и использовался для хозяйственных нужд, а в его верхнем, арочном проеме была звонница, южный же притвор сначала был усыпальницей, а потом стал приделом — дополнительным храмом.
Через 35 лет после строительства храм расписали. Как заявляют специалисты, «колористика фресок не знает себе равных в новгородском искусстве». Фрески Спаса на Ковалеве действительно впечатляют, однако, если бы не подвиг нескольких десятков людей, мы бы вряд ли смогли об этом говорить сейчас.
Во время Великой Отечественной войны храм оказался на линии огня и был почти полностью разрушен (как и Волотовский): сохранилось не более 30% кладки. Сначала руины законсервировали, а с 1965 года их начали аккуратно разбирать, слой за слоем выбирая все осколки штукатурки и постепенно собирая разбитые фрески. Продолжавшиеся более 15 лет «игры в пазлы» под руководством реставратора А.П. Грекова привели к тому, что удалось собрать примерно половину (по площади) существовавшего к началу войны объема росписей. То, во что никто сразу после войны не верил, можно увидеть в Новгородском музее-заповеднике. Храм тоже восстановили, хотя из-за отсутствия натурных исследований до войны верхние его части — это своеобразная реставрационная гипотеза. Тонкая белая линия отделяет восстановленную часть от сохранившейся. А реставраторов после Ковалева ждали руины храма Успения на Волотовом поле.
Алексей Паевский
Иллюстрации из книги А.П. Грекова «Фрески церкви Спаса Преображения на Ковалеве»