Новгородские «Фениксы» — 2

Часть 2.

Храм Успения на Волотовом поле

Современный вид храма. Фото автора, 2004 г.

В прошлом номере ТрВ-Н был начат рассказ о двух новгородских «Фениксах» — храмах, украшавших въезд в Новгород со стороны Москвы. Эти храмы были построены в середине XIV века и в конце того же века расписаны, а в Великую Отечественную войну — уничтожены перекрестным огнем артиллерии. Храм Спаса на Ковалеве восстановили в 1970-е годы, чуть позже по фрагментам восстановили и большую часть его живописи. Всё это время храм Успения в деревне Волотово лежал в руинах…

В жизни бывает не так уж много случаев, когда ты абсолютно счастлив. Такой момент настал для меня летом 2003 г. Древнерусской архитектурой в те времена я интересовался лишь от случая к случаю и в очередной свой приезд в Новгород проводил для одной девушки экскурсию. Мы уже успели прошагать более десяти километров, дойдя до Городища и Спас-Нередицы, прошли храм Спаса на Ковалеве (я пересказал его печальную историю и историю подвига реставраторов) и, наконец, подошли к деревне Волотово. И вот тогда я увидел над крышами одноэтажных домов деревеньки строительные леса и понял — одно из самых заветных моих желаний сбылось: начали восстанавливать храм Успения.

Ктиторская фреска: заказчик с моделью храма
Архангел. Фреска. Фото 1910 г.
Граффити на стене

Постройка и роспись

Построили храм через семь лет после ковалевского соседа: «постави владыка Моиси церковь камену во имя святыя Богородица Успения на Волотове». То есть храм поставлен по велению новгородского архиепископа Моисея. Десятью годами позже к нему пристроили северный притвор и западную паперть. В 1363 г. храм расписали. Роспись заказывал уже другой новгородский владыка — Алексей, при этом на стене храма изобразили архиепископа Моисея с моделью храма в руке (достаточно традиционная ктиторская фреска — начиная еще с киевской Софии). Это были потрясающие по своей экспрессии росписи! Кто говорит, что православные фрески слишком скучны и спокойны? Хорошо, что еще в 1910 г. храм обследовал и отснял (в том числе и в цвете) Л.А. Мацулевич. Поэтому мы и сейчас, не дожидаясь окончания реставрации фресок, можем увидеть, какие они были. Достаточно открыть книгу Герольда Вздорнова «Волотово». Мне кажется, что это совсем не хуже знаменитых фресок Феофана Грека, созданных несколько позже.

Временная крыша над развалинами церкви
Реконструкция первоначального вида церкви
Вид храма в 1910 г.

Возрождение

А дальше — всё как и с Волотовым. Война, линия фронта, прямые попадания снарядов, высота руин — полтора метра. В 1955 г. началась разборка завалов снаружи здания. Затем над руинами возвели временную крышу — и почти на 40 лет оставили развалины в покое. С 1993 по 2001 г. реставраторы, наконец, начали работать внутри руин. Разбирались завалы, послойно выбирались фрагменты фресок. 5 июня 2001 г. между министерствами культуры России и Германии заключено удивительное соглашение: в память о вине гитлеровской Германии Германия современная восстановит Волотовскую церковь. И с июля 2001 по август 2003 г. реставраторы на немецкие деньги собрали храм заново. А что же фрески? Подбор их до сих пор ведется в церкви Троицы на Редятине улице — возле самого знаменитого новгородского раскопа. Сейчас, конечно, в этом помогает компьютер, но всё равно — это же не пасьянс раскладывать! Работа продолжается, и, быть может, в один прекрасный момент возрожденные фрески займут место на стенах Волотовской церкви.

Алексей Паевский

Фото из книги Г.В. Вздорнова «Волотово»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: