Часть 2.
Храм Успения на Волотовом поле
В прошлом номере ТрВ-Н был начат рассказ о двух новгородских «Фениксах» — храмах, украшавших въезд в Новгород со стороны Москвы. Эти храмы были построены в середине XIV века и в конце того же века расписаны, а в Великую Отечественную войну — уничтожены перекрестным огнем артиллерии. Храм Спаса на Ковалеве восстановили в 1970-е годы, чуть позже по фрагментам восстановили и большую часть его живописи. Всё это время храм Успения в деревне Волотово лежал в руинах…
В жизни бывает не так уж много случаев, когда ты абсолютно счастлив. Такой момент настал для меня летом 2003 г. Древнерусской архитектурой в те времена я интересовался лишь от случая к случаю и в очередной свой приезд в Новгород проводил для одной девушки экскурсию. Мы уже успели прошагать более десяти километров, дойдя до Городища и Спас-Нередицы, прошли храм Спаса на Ковалеве (я пересказал его печальную историю и историю подвига реставраторов) и, наконец, подошли к деревне Волотово. И вот тогда я увидел над крышами одноэтажных домов деревеньки строительные леса и понял — одно из самых заветных моих желаний сбылось: начали восстанавливать храм Успения.
Постройка и роспись
Построили храм через семь лет после ковалевского соседа: «постави владыка Моиси церковь камену во имя святыя Богородица Успения на Волотове». То есть храм поставлен по велению новгородского архиепископа Моисея. Десятью годами позже к нему пристроили северный притвор и западную паперть. В 1363 г. храм расписали. Роспись заказывал уже другой новгородский владыка — Алексей, при этом на стене храма изобразили архиепископа Моисея с моделью храма в руке (достаточно традиционная ктиторская фреска — начиная еще с киевской Софии). Это были потрясающие по своей экспрессии росписи! Кто говорит, что православные фрески слишком скучны и спокойны? Хорошо, что еще в 1910 г. храм обследовал и отснял (в том числе и в цвете) Л.А. Мацулевич. Поэтому мы и сейчас, не дожидаясь окончания реставрации фресок, можем увидеть, какие они были. Достаточно открыть книгу Герольда Вздорнова «Волотово». Мне кажется, что это совсем не хуже знаменитых фресок Феофана Грека, созданных несколько позже.
Возрождение
А дальше — всё как и с Волотовым. Война, линия фронта, прямые попадания снарядов, высота руин — полтора метра. В 1955 г. началась разборка завалов снаружи здания. Затем над руинами возвели временную крышу — и почти на 40 лет оставили развалины в покое. С 1993 по 2001 г. реставраторы, наконец, начали работать внутри руин. Разбирались завалы, послойно выбирались фрагменты фресок. 5 июня 2001 г. между министерствами культуры России и Германии заключено удивительное соглашение: в память о вине гитлеровской Германии Германия современная восстановит Волотовскую церковь. И с июля 2001 по август 2003 г. реставраторы на немецкие деньги собрали храм заново. А что же фрески? Подбор их до сих пор ведется в церкви Троицы на Редятине улице — возле самого знаменитого новгородского раскопа. Сейчас, конечно, в этом помогает компьютер, но всё равно — это же не пасьянс раскладывать! Работа продолжается, и, быть может, в один прекрасный момент возрожденные фрески займут место на стенах Волотовской церкви.
Алексей Паевский
Фото из книги Г.В. Вздорнова «Волотово»