16 апреля 2011 г. был завершен сбор подписей под открытым письмом молодых ученых президенту Российской Федерации Д. А. Медведеву1. Хотя подписи собирались только среди молодых ученых (не старше 40 лет), это письмо стало самым массовым коллективным письмом научной общественности в российской истории. Его подписали 3149 человек.
Письмо было вызвано катастрофической ситуацией, которая сложилась в российской науке в начале этого года. Самой острой проблемой, грозящей полным параличом многих исследований, стало требование закупать любые реактивы через систему тендеров. Причем под удар попали не только траты по грантам и госконтрактам, но даже траты в рамках хоздоговорных работ. Всем понятно, что результат нововведения не заставит себя ждать и в самое ближайшее время работа многих лабораторий встанет. Однако круг проблем, обсуждаемых в письме, гораздо шире и касается недостатков существующей в стране системы размещения заказов на выполнение научно-исследовательских работ, а также организации финансирования и контроля за выполнения таких работ.
1 марта 2011 г. инициативная группа начала сбор подписей под письмом президенту. Практически одновременно началась работа с различными государственными органами. Состоялась встреча с председателем Комитета Государственной думы по науке и наукоемким технологиям академиком В. А. Черешневым. 21 марта инициативная группа приняла участие в дискуссии в Государственной Думе, организованной Комитетом по науке и наукоемким технологиям. 31 марта состоялся круглый стол в Совете Федерации, в работе которого также приняли участие члены инициативной группы. Велась работа над конкретными предложениями по изменению 94-ФЗ с Министерством экономического развития.
Впечатляющий результат деятельности за эти полтора месяца — собранные подписи. Большинство поступило от молодых российских ученых, сотрудников институтов и университетов, конструкторских бюро, научно-производственных фирм. Достаточно большое число подписей подали ученые старше 40 лет, их пришлось вынести в отдельный список. Сейчас закончена обработка данных, и письмо со всеми подписями и комментариями будет передано в приемную президента.
Статистика такова: собрано 3000 подписей молодых сотрудников научных, образовательных и научно-производственных организаций. Средний возраст подписавших — 28 лет.
Интересно проанализировать состав людей, подписавших письмо. Если отбросить тех, кто не предоставил информацию о занимаемой должности, то получится следующая картина. Около 6% подписей оставили студенты. Небольшая доля этой весьма активной составляющей научного сообщества связана с тем, что студенты в большинстве своем не сталкиваются с «прелестями» оформления закупок и других бюрократических «радостей». Около 19% всех подписавших составляют аспиранты и соискатели, которым приходится самым непосредственным образом сталкиваться с процедурами закупок расходуемых материалов. Примерно 27% подписавшихся — сотрудники без ученой степени. Скорее всего, в этой группе есть и те, кто не посчитал необходимым указать степень. Основное число подписей (46%) оставили молодые кандидаты наук, которым приходится мучиться не только с закупкой реактивов, но и с подачей заявок на различные конкурсы. Молодые доктора наук оставили 2% подписей, но это связано не с их большей защищенностью от 94-ФЗ, а их небольшим числом в стране.
Сам факт начала сбора подписей и активная поддержка, оказываемая идеям, высказанным в письме, со стороны ученых всех возрастов, уже позволили хотя бы немного повлиять на ситуацию. Только дальнейшая активная позиция самих ученых способна изменить ситуацию в лучшую сторону.
Инициативная группа
1 http://moloduch-anti-94fz.narod2.ru, см. также ТрВ-Наука № 74 от 15 марта 2011 г. http://trv-science.ru/2011/03/15/ya-k-vam-pishu-chego-zhe-bole/
* * *
Комментарии к открытому письму молодых ученых президенту РФ Д. А. Медведеву
В данный момент живу и работаю в Америке. Да-да, я как раз тот самый перспективный молодой ученый, который «утек мозгами» к проклятым капиталистам. С одной стороны, наслаждаюсь доступностью необходимых реактивов и оборудования, а с другой, очень обидно, что в России ничего этого нет, русские коллеги могут одновременно делать достойные научные исследования и получать достойную зарплату исключительно за счет зарубежных грантов. Российские гранты, в виду мизерной суммы, целиком и полностью уходят на рабочие потребности, ни о какой приличной зарплате даже речи не идет, голый энтузиазм. И даже этот энтузиазм приходится большей частью расходовать на оформление кипы бумаг, беготню по инстанциям и выслушивание чиновничьего возмущения, что какой-то жалкий научный сотрудник своими бумажками отвлекает серьезных людей от игры в «косынку». Я подписываю это письмо в надежде, что наше правительство перестанет наконец выделять сумасшедшие суммы на футуристические и в большинстве своем бесполезные «нано-проекты» и обратит внимание на первостепенные нужды молодых ученых.
Татьяна Чиркова, 29 лет
Личный опыт за рубежом показал, насколько проще без бумажек. Просто заранее оговариваешь с зав. лабораторией перечень реактивов. Затем заполняешь бумажку формата А4, подписываешь у секретаря и кладешь на специальную полочку. И… в течение 1-3 дней тебе ПРИНОСЯТ эти самые реактивы в твою рабочую комнату. Красота!
Юлия Татонова, 27 лет
В 2005-2009 гг. учился в аспирантуре в Англии. За всё время учебы никогда не имел дело с бюрократическими бумажками. Вернулся в Россию, устроился работать в университет, активно участвую в грантах (в том числе по ФЦП «Кадры»). В результате на работе трачу 30% времени на преподавание, 30% — на науку и 40% — на бумажки. Дело не только в 94-ФЗ, а в общей системе «забюрокрачивания». Простой пример: когда был в Англии, чтобы поехать на конференцию, на командировочном удостоверении подписывался только мой профессор (как руководитель гранта). У нас же даже чтобы поехать в командировку внутри РФ (руководитель гранта я сам), собираю 5 подписей (зав. кафедрой, главный экономист НИЧ, начальник НИЧ, главный бухгалтер, проректор) + регистрация командировки в общем отделе. И такая коллекция подписей требуется на многих документах.
Андрей Денисюк, 28 лет