Ставить ли телегу перед лошадью?

Последнее время много и справедливо критикуют закон о госзакупках. Государство даже как-то вынуждено реагировать на эту критику, чтобы снизить накал страстей. Однако мне хотелось бы отметить, что при критике закона о госзакупках как-то выпадает из внимания тот факт, что при нынешних условиях прохождения финансирования работ из бюджета ничего лучшего получиться и не может.

Система устроена таким образом, что финансирование никаких работ не может начаться в начале года, в лучшем случае это происходит в середине года. (Если учесть, что в ноябре-декабре уже требуется представить отчет, то на работу остается 3-4 месяца.) Кроме того, в условиях многих госконтрактов вообще не предусмотрена выдача исполнителю аванса на проведение работ по контракту. Это означает, что исполнитель должен найти некоторые средства и сделать за счет их работу в надежде, что потом государство вернет эти деньги. Остановимся поподробнее на некоторых следствиях этого положения дел.

Многие организации, и прежде всего госучреждения, как правило, не имеют таких средств, а потому вынуждены брать ссуду в банках. Естественно, потом банковские проценты закладываются в стоимость работ, т.е. оплачиваются государством из средств налогоплательщиков. По некоторым оценкам, речь идет о сумме в несколько сот миллиардов рублей в год. Она приблизительно равна всем затратам на науку и образование в России. И эту сумму, по существу, государство дарит банковской системе страны.

В этих условиях реальным основным условием конкурса является возможность и желание конкурсанта найти деньги на проведение работ до подведения итогов конкурса. Конечно, прав Алексей Навальный, когда говорит, что условие, когда время между заключением контракта и его завершением составляет неделя, является ненормальным и подозрительным. Но при этом почему-то не принимается во внимание, что весь конкурс сводится к тривиальному поиску организаторами конкурса таких участников, которые готовы рискнуть своими деньгами под устные обещания организаторов, что они сделают так, что конкурс пройдет нужным образом и затраченные деньги будут возвращены исполнителю. Естественно, что такими участниками, как правило, оказываются деловые партнеры и личные знакомые организаторов. Хочется особенно подчеркнуть, что последнее не обязательно является следствием злого умысла организаторов: просто система финансирования построена таким образом, что иногда это является единственным возможным способом провести тот или иной конкурс.

Таким образом, на мой взгляд, что бы ни было записано в законе о госзакупках, он не будет работать должным образом, пока не будет изменена система бюджетного финансирования.

Юрий Ермолаев, докт. физ-мат. наук,
зав. лаб. по теоретическому и экспериментальному изучению солнечного ветра
и его влияния на околоземное пространство Института космических исследований РАН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: