Есть темы, которые классическая наука обходит стороной. Причин тому много. Например, отсутствие надлежащего инструментария, необходимого для изучения «неопознанных» явлений. Или научный снобизм отдельных исследователей, которые не желают портить свою репутацию изучением сомнительных вещей. К числу таких сомнительных вещей относится и интуиция.
Известный серьезными исследованиями в области социальных наук американский психолог Дэвид Майерс снобизмом не страдает и с легкостью берется за анализ самых невероятных фактов и явлений, связанных с интуицией и интуитивным познанием. В новой книге «Интуиция. Возможности и опасности» ученый нисколько не преуменьшает роль науки в объяснении феноменов, которые с точки зрения обыденного сознания имеют мистическое или паранормальное происхождение. Напротив, автор старается показать, что только трезвый научный взгляд на мир поможет нам сделать жизнь лучше и избежать ошибок, которые мы обычно совершаем, всецело полагаясь на шестое чувство. История науки, считает Майерс, представляет собой историю серии вызовов, брошенных интуиции, а для того, «чтобы отличить истинную интуицию от ложной, а крупицы истины — от чепухи, нужен научный подход: быть скептически настроенным, но не циничным, открытым, но не легковерным».
Поэтому, скорее всего, большая часть аудитории, на которую рассчитывало издательство, переиздав книгу в серии «Сам себе психолог» (ранее книга была выпущена этим же издательством в серии «Мастера психологии»), будет разочарована. Читатель не найдет там ни методик совершенствования интуиции, ни советов по развитию сверхспособностей, ни подтверждения мифа о том, что интуиция превосходит другие формы познания и не поддается рациональному объяснению. Книга скорее похожа на американский учебник по практической социальной психологии или поведенческой экономике, чем на популярное пособие для экстрасенсов и «психологов по жизни».
Дэвид Майерс описывает большое количество фактов и явлений, которые, на его взгляд, так или иначе связаны с интуицией. Саму интуицию автор рассматривает в широком смысле — как способность к прямому знанию и немедленному инсайту, без предварительных наблюдений и рассуждений. В основе этой способности лежит бессознательный опыт, но чаще всего когнитивные искажения, ошибки восприятия и суеверия, пронизывающие наше отношение к самым разным сторонам действительности. На примере отдельных сфер деятельности, таких, как спорт, инвестиционное дело, клиническая практика и азартные игры, автор показывает, к каким последствиям приводит человека слепое руководство интуицией, нежелание или неумение мыслить рационально.
Лучший способ проверить интуитивные догадки или оценить адекватность интуитивно принятых решений, считает Д. Майерс, — обратиться к статистике. Будучи знакомым с математической статистикой не понаслышке, автор призывает больше доверять цифрам, чем эмоциям и кажущимся закономерностям. На тех же примерах ученый показывает, что люди склонны искать взаимосвязи там, где балом правит случай, находить порядок среди хаоса. И в результате принимать неверные решения, основанные на иллюзии, что объективные и не зависящие от воли человека явления могут подчиняться нашему сознанию или какому-то вселенскому порядку.
Но нельзя сказать, что автор недооценивает возможности интуитивного познания и принятия решений в жизни человека. Предостерегая от ошибок интуиции, Майерс описывает и такие ситуации, когда интуиция помогает принимать верные решения и выигрывает в сравнении с излишней рациональностью и самокопанием. Цель его работы — показать, что научный подход помогает выявить как поразительно сильные стороны, так и серьезные опасности непроверенной интуиции.
Одна из глав книги посвящена критическому анализу «паранормальных» явлений. Автор описывает механизмы формирования у людей веры в сверхъестественное и развенчивает житейские представления об экстрасенсорной интуиции, поднимает важные вопросы о соотношении науки и духовности. Дэвид Майерс не противопоставляет науку и веру, а ищет точки их соприкосновения. Ученый надеется, что наука способна помочь отделить подлинную духовность от псевдодуховности, истину — от лжи и суеверий.
Во всех рассуждениях автора чувствуется крепкая научная хватка, здоровый прагматизм и детский восторг перед непознанными явлениями природы. Ученый признает ограниченность современной науки в объяснении малоизученных аспектов сознания и поведения человека, к числу которых относится и интуиция. Отсутствие догматичности и открытость новому опыту позволяют ему избегать категоричных выводов. «Демонстрируя нашу способность совершать глупости, — предупреждает автор, — эта книга создает опасность быть чрезмерно смиренным». Тем не менее, психология, считает ученый, является наукой созидательной, направленной на укрепление человеческого мышления путем объяснения и совершенствования как рациональных, так и интуитивных способов познания. Сравнивая интуицию с имеющимися доказательствами, мы улучшаем качество нашего мышления, потому что мудрость, уверен Д. Майерс, приходит с утратой иллюзий и приобретением знаний.
Игорь Павлов